Дом пятистенок что это такое фото: Что такое дом пятистенок? Или виды планировок деревянных домов

Опубликовано

Изба-пятистенка: планировка, фото, достоинства — yaposad

С давних времен на Руси строили бревенчатые дома — этого материала всегда было в изобилии, да и умельцев, которые умели строить дома, хватало. Чаще всего строили пятистенную избы. Что это за дом, в чем его особенности и преимущества? Подробнее об этом позже.

Содержание

  • 1 Немного истории
  • 2 Виды
  • 3 Достоинства и недостатки
  • 4 Особенности планировки
  • 5 Как проходила подготовка к строительным работам?
  • 6 Особенности строительного процесса
  • 7 Современное строительство и русские избы

Немного истории

До конца IX века хижины строили в виде полубежищ: для защиты бревенчатого дома от зимних холодов его частично, иногда на треть, закапывали. В этих помещениях не было ни дверей, ни окон. Вход представлял собой небольшое отверстие (не более метра высотой), которое изнутри было закрыто деревянным щитом. Полы были глиняные, у очага не было трубы, весь дым выходил из зала.

Проходят века, все меняется, улучшается даже дома. Их начали возводить на поверхности земли, добавлялись полы, окна, двери. Что значит хижина? Это дом, в котором, помимо четырех основных стен, была построена еще одна капитель, помещенная внутри каркаса и разделяющая комнату на две части: одну большую и одну меньшую.

Виды

Не каждый деревянный дом можно считать пятистенным изба. Было несколько видов:

  1. Четыре стены. Однокомнатный дом.
  2. Пять стен. Жилище, в котором построена дополнительная поперечная перегородка. Одна из образовавшихся комнат служила верхней комнатой, другая — коридором. Чтобы увеличить жилую площадь, можно было сделать пристройку, чтобы вторая комната тоже могла стать жилой.
  3. Шесть штук. Такая конструкция получилась в результате создания не одной поперечной стены, а двух. Получилось не две, а три комнаты в доме.
  4. Изба-крест. Как и в предыдущем случае, помимо основного каркаса были построены две дополнительные стены, которые были не параллельны, а пересекались. Это позволило получить четырехкомнатный дом. Такой вариант использовался при строительстве жилья для большой семьи.

Разобравшись, какая изба считалась пятистенной, осталось выяснить ее достоинства.

Достоинства и недостатки

Подавляющее большинство жителей России были бедными, поэтому большинство домов в деревнях было четырехстенным. Только те, кто умел держать инструменты или имел деньги на найм мастеров, могли позволить себе построить пятистенную хижину.

Шестистенное здание стоило еще больших денег, поэтому даже сельчане со средним достатком не всегда имели возможность оплатить строительство такого жилья.

Дом-крест обычно возводили очень состоятельные люди: это уже было большое здание, и материалы для него стоили немалых денег, как и заработная плата мастеров.

Поэтому одним из главных преимуществ пятистенного дома была его более доступная стоимость, по сравнению с шестистенным домом и крестообразной избой. К преимуществам такого типа конструкции можно отнести возможность со временем добавить навес, вырезать дополнительную дверь и обеспечить жилье для одного из взрослых детей.

Недостатки пятистенного избы — пожароопасность. Но это касалось всех деревянных домов, поэтому этот недостаток нельзя назвать особенным. Кроме того, в таких постройках со временем начинали гнить нижние или верхние стволы (в зависимости от того, какой из них больше подвергался воздействию влаги, чем атмосферные осадки или почва). По этой причине через определенный промежуток времени (около 40-50 лет) необходимо было отремонтировать здание, заменив изношенные элементы.

Особенности планировки

Планировка пятистенного избы была традиционной: в одном из углов, но не у стены, так что оставалась небольшая щель — угол, там была печь. По диагонали от него был красный угол: здесь на стену вешали иконы, ставили обеденный стол. Место у входа считалось мужским: здесь хозяин зимой мастерил поделки, хранил свои инструменты. Уголок у плиты отделялся занавеской и считался женским: там женщины готовили, хранили провизию, хранили посуду и прятались от посторонних глаз, когда мужчины уходили к своим мужьям.

Для хранения инструментов, посуды и другой утвари были устроены специальные полки, которые крепились вдоль стен на уровне роста человека. Внизу вдоль стен стояли скамейки. На них не только сидели, но и спали, дети днем ​​играли, гости на праздниках сидели за столом.

Другая комната служила тамбуром и заселялась только летом. Если к дому отдельно пристраивался навес, то для проживания оборудовалась и вторая комната. В этом случае вторая комната не была соединена с первой, но вход был из вестибюля: это был дом для женатого сына, который жил со своими родителями.

Если в древности полы хижин были терракотовыми, то со временем им стали уделять больше внимания и они были деревянными. Для этого были изготовлены и уложены дубовые кирпичи. Потолки балочные. Потом начали подшивать их доской, предварительно раскрасив.

Что касается стен, то они тоже начали достраиваться. Бедным жителям оставались только циновки или такое же дерево. Самые богатые могли позволить себе отделать свои дома красной кожей. В начале 18 века начали красить стены, своды и потолки.

Как проходила подготовка к строительным работам?

Мы начали весь процесс с выбора места. При этом основными требованиями считались следующие моменты:

  1. Место должно быть хорошо освещено.
  2. Предпочтительное расположение — на холме.
  3. Рядом должны были быть дороги и могильники.
  4. Нежелательно, чтобы участки, где были туалеты, располагались поблизости.

Лучшими материалами для постройки избы считались лиственница, ель, сосна. Деревья были выбраны не сухие, растущие вдали от дорог.

Особенности строительного процесса

Они могли построить дом на столбах, фундаменте или просто на земле. Каркас устанавливался путем соединения бревен в единую конструкцию с помощью «навесного замка». Было всего два пути:

  1. В лапе. При этом уголок остается аккуратным, на нем нет выступов.
  2. В иллюминаторе. Края бревен были видны на стыках. Они выступали в виде чаши.

Во избежание потери тепла в стыки закладывали при укладке бревен мох или льняную паклю.

Высота готового дома зависела от количества венцов — слоев бревен. Крыша устанавливается последней. Последовательность действий следующая:

  1. Сделайте верхнюю обвязку.
  2. Установите стропила.
  3. Обеспечьте их.
  4. Уложен рубероид.
  5. Установите нары: доски, удерживающие крышу по бокам.

Современное строительство и русские избы

Как и несколько веков назад, русская пятистенная изба в наше время строится по тому же принципу и методам.

Но не только сохраняются старые традиции, но и применяется что-то новое. Например, изменился дизайн и материал обивки. Если посмотреть фото пятистенного избы, построенного в это время, сразу видно, что в качестве рубероида сейчас используется современная кровля. И это правильно: железо, плитка, шифер более надежны, способны защитить дом от любых осадков, ветров, что значительно продлевает срок службы деревянной конструкции.

Кроме того, древесина обрабатывается антикоррозионными средствами.

Изба-пятистенка: планировка, фото, достоинства

Издревле на Руси строили бревенчатые дома: этот материал всегда был в избытке, и мастеров, способных построить жилье, тоже хватало. Чаще всего строили избу-пятистенку. Что это за дом, в чем его особенности и преимущества? Об этом — далее.

Немного истории

До конца IX века избы строились в виде полуземлянок: чтобы защитить бревенчатый дом от зимних холодов, его частично, иногда на треть, заглубляли в землю. В таком жилье не было двери и окон. Входом служило небольшое отверстие (высотой не больше метра), которое закрывалось изнутри деревянным щитом. Полы были земляными, очаг не имел трубы, весь дым выходил через вход.

Проходили века, все менялось, совершенствовалось, в том числе и дома. Их стали строить на поверхность земли, добавили полы, окна, двери. Что значит изба-пятистенок? Это дом, в котором кроме основных четырех стен была построена еще одна капитальная, расположенная внутри сруба и разделявшая помещение на две части: большую и меньшую.

Виды

Не каждый деревянный дом можно считать избой-пятистенкой. Существовало несколько видов:

  1. Четырехстенная. Однокомнатный дом.
  2. Пятистенка. Жилье, в котором была построена дополнительная поперечная перегородка. Одна из получившихся комнат служила горницей, другая – сенями. Чтобы увеличить жилое пространство, можно было сделать пристройку, тогда вторая комната могла тоже стать жилой.
  3. Шестистенка. Такая конструкция получалась вследствие создания не одной поперечной стены, а двух. В результате получалось не две, а три комнаты в доме.
  4. Изба-крестовик. Как и в предыдущем случае, кроме основного сруба строили две дополнительные стены, которые располагались не параллельно, а перекрещивались. Это позволяло получить четырехкомнатный дом. Данный вариант применялся, когда строили жилье для большой семьи.

Разобравшись с тем, какая изба считалась пятистенкой, осталось выяснить ее преимущества.

Достоинства и недостатки

Подавляющее количество жителей Руси являлось небогатыми людьми, поэтому большинство домов в селах были четырехстенными. Позволить себе строительство избы-пятистенка мог только тот, кто сам умел держать в руках инструменты или имел деньги, чтобы нанять мастеров.

Шестистенное здание стоило еще больших денег, поэтому даже селяне со средним достатком не всегда имели возможность оплатить строительство такого жилья.

Дом-крестовик возводили обычно очень богатые люди: это было уже большое здание и материалы на него стоили немалых денег, как и оплата труда мастеров.

Таким образом, одно из главных достоинств пятистенка являлась его более доступная стоимость, в сравнении домом-шестистенком и избой-крестовиком. К достоинствам данного типа сооружения относится и возможность со временем пристроить сени, прорубить дополнительную дверь и предоставить жилье одному из взрослых сыновей.

Минусы избы-пятистенки – пожароопасность. Но это касалось всех домов из дерева, поэтому назвать данный недостаток особенным нельзя. Кроме того, в таких зданиях со временем начинали гнить нижние или верхние бревна (в зависимости от того, какие из них больше подвергались воздействию влаге осадков или почвы). Из-за этого приходилось через определенный отрезок времени (около 40-50 лет) перебирать здание, заменяя пришедшие в негодность элементы.

Особенности планировки

Планировка избы пятистенка была традиционной: в одном из углов, но не впритык к стене, чтобы осталось небольшое пространство – закуток, располагалась печь. По диагонали от нее находился красный угол: здесь на стене вешали образа, ставили обеденный стол. Место у входа считалось мужским: здесь хозяин мастерил зимой, хранил свои инструменты. Угол возле печи отделялся занавеской и считался женским: там женщины готовили, хранили припасы, держали посуду и прятались от чужих глаз, когда к мужу приходили мужчины.

Для хранения инструментов, посуды и прочей утвари обустраивались специальные полки, которые крепились вдоль стен на уровне роста человека. Внизу вдоль стен располагали лавки. На них не только сидели, но и спали, днем играли дети, по праздникам усаживались гости за столом.

Другое помещение служило сенями, и было жилым только в летний период. Если к дому пристраивали сени отдельно, то вторую комнату тоже обустраивали под жилье. В таком случае второе помещение не соединяли с первым, а делали в него вход с сеней: это был дом для женатого сына, который жил с родителями.

Если в древние времена в избах полы были земляными, то со временем им начали уделять больше внимания и делали из дерева. Для этого изготавливался и укладывался дубовый кирпич. Потолки состояли из балок. Позже их начали подшивать тесом, заранее его подкрасив.

Что касалось стен, их также начали отделывать. Небогатым жителям по карману была лишь рогожки или тот же тес. Более зажиточные могли себе позволить украсить дома красной кожей. В начале XVIII века стены, своды и потолки начали расписывать.

Как проходила подготовка к строительным работам?

Начинали весь процесс с выбора места. Главными требованиями при этом считались следующие пункты:

  1. Место должно быть хорошо освещенным.
  2. Предпочтительное расположение – на возвышенности.
  3. Поблизости на должно было быть дорог, мест захоронения людей.
  4. Нежелательно, чтобы неподалеку располагались территории, где раньше были бани.

Самым лучшим материалом для строительства избы считалась лиственница, ель, сосна. Деревья выбирали не сухие, росшие вдали от дорог.

Особенности строительного процесса

Строить дом могли на сваях, фундаменте или просто на земле. Устанавливали сруб, соединяя бревна в единую конструкцию при помощи «замка». Способов было всего два:

  1. В лапу. При этом угол остается чистым, на нем нет выступов.
  2. В обло. На местах соединения были видны края бревен. Они выступали в виде чаши.

Чтобы не допускать потери тепла, во время укладки бревен в замковые соединения помещали мох или льняную паклю.

Высота готового дома зависела от количества венцов – слоев бревен. В последнюю очередь устанавливают крышу. Последовательность действий такова:

  1. Делают верхнюю обвязку.
  2. Устанавливают стропила.
  3. Крепят слеги.
  4. Укладывают кровельный материал.
  5. Устанавливают причелины – доски, которые удерживают крышу по бокам.

Современное строительство и русские избы

Как и несколько веков назад, русская изба-пятистенок в наше время строится по неизменному принципу и теми же приемами.

Но сохраняются не только старые традиции, а применяется и что-то новое. Например, изменилась конструкция и материал покрытия. Если посмотреть фото избы-пятистенки, построенной в настоящее время, сразу же видно, что в качестве кровельного материала теперь используются современные покрытия. И это правильно: железо, черепица, шифер — более надежные, способные защитить дом от любых осадков, ветров, что значительно удлиняет срок действия деревянного сооружения. Кроме того, дерево обрабатывается антикоррозийными веществами.

Пятая стена — Дизайн интерьера Мелиссы Мате

Мелисса Мате

«Посмотрите на небо. Вы никогда не увидите радуги, если будете смотреть вниз.» ~ Чарли Чаплин

Когда я встречаюсь со своими клиентами, мне нравится сообщать им, что у них есть опция «Пятая стена», позволяющая создать неожиданное в комнате. Будь то смелый или тонкий контраст, дизайнерская обработка потолка добавляет особую нотку волнения и элегантности в любое пространство. Часто в дизайне не учитывают потолок. В некоторых комнатах традиционный белый потолок будет как нельзя кстати. Тем не менее, важно помнить об этой пятой стене при разработке дизайна помещения. Например, ярко окрашенная цифра 9.0011 Van Deusen Blue от Benjamin Moore Цвет создает потрясающий фон для этой золотой люстры.

Вот еще примеры расписных потолков, от которых мы не можем оторваться.

Melissa Mathe Дизайн интерьера для Richmond Symphony Orchestra League Designer House 2016 — Ansel Olsen Photography

Wolf Gordon — Экологическая кисть Scuffmaster, цвет EM729B придает позолоченный светящийся металлический блеск, который не могут сравниться с другими красками, а также невероятную долговечность . Металлический потолок позволяет свету отражаться обратно в пространство. Текстурирование этого Van Deusen Blue Benjamin Moore Окрашенный потолок ванной комнаты создает художественный элемент, который органично сочетается с узорами обоев и напольной плитки.

Для яркой драмы добавьте более глубокие цвета, такие как Балтийское море Benjamin Moore бирюзово-голубой в этой комнате, спроектированной Линди Аллен, сфотографированной Джесси Алексис, и Black Benjamin Moore , которую можно использовать для черно-белой комнаты, такой как эта изысканная. дизайн Brooklyn Limestone.

На тот случай, если вы не готовы рискнуть, мы нашли несколько более легких приложений. Окрашенный в персиковый цвет потолок в этой детской от 1oo Layer Cakelet — это свежий всплеск цвета для любого, кто проснется. Их клиент создал собственный смешанный цвет, однако мы нашли хорошую альтернативу — Peach Cloud от Benjamin Moore . Другим примером этого является воплощение в жизнь узкого коридора с помощью успокаивающего цвета, такого как Cool Breeze от Benjamin Moore , создающего сказочный переход из комнаты в комнату — дизайн Линди Аллен, сфотографированный Джесси Алексис.

В этой комнате для подростков от нашего клиента есть красивый цветной потолок Кремовый аметист Бенджамин Мур , окрашенный в цвет глазури на торте на фоне белых стен Кружево шантильи Бенджамина Мура .

Возможности безграничны, когда вы представляете новые способы сотворить волшебство в вашем доме, покрасив эту «Пятую стену».

Вот несколько примеров цветов Benjamin Moore, перечисленных выше:

Ван Деузен синий

балтийское море

черный

персиковое облако

прохладный ветерок

аметистово-кремовый

Поделитесь своим расписным потолком с #fifthwalldesign, и мы поделимся нашим лучшим выбором.

Не стоит недооценивать силу краски и великолепный дизайн!

Мелисса Мате

Свяжитесь с нами по всем вопросам дизайна интерьера и декорирования @mathedesign. com

Теги Мелисса Мате Дизайн интерьера, дизайн мате, Окрашенные потолки, дизайн интерьера, Оформление интерьера, Бенджамин Мур, Вольф Гордон, Пятая стена, Дизайнерская обработка, Жилой дизайн интерьера, Коммерческий дизайн интерьера, Синий Ван Деузен, Балтийское море, Персиковое облако, Детская , Прихожая, Прохладный бриз, Аметистовый крем, Кружево шантильи, Подростковая комната, Образцы краски

Высокий дизайн | ПОТОЛОК СЛЕДУЕТ ДУМАТЬ КАК ПЯТАЯ СТЕНА

Исходное сообщение от sothebysrealty.com

Во многих интерьерах потолок является второстепенным или последним приоритетом среди длинного списка необходимых улучшений декора. Но если эта пятая стена просто сливается с остальной частью вашего окружения, это оставляет столько вдохновения на столе.

«Потолки — это возможность добавить другие элементы дизайна», — говорит Эми Врум, владелица дизайн-студии The Residency Bureau в Сиэтле.

Потолки могут создавать иллюзию пространства, создавая ощущение масштаба, драматизма или даже интимности, говорит Руперт Мартино, старший сотрудник и руководитель проектов жилых интерьеров в SHH в Лондоне. «Высота потолка по отношению к ширине и глубине комнаты является одним из наиболее важных элементов относительно пропорций комнаты», — говорит он. «То, как детализирован потолок, может значительно улучшить это чувство пропорции и помочь распределению света по всему пространству».

 

 

РАССМОТРИТЕ ДИЗАЙН

По словам Мартино, существует множество различных способов обработки потолка — от простой современной плоской плоскости до классических сводчатых арок. «В каждом случае должно быть соответствие общему повествованию о здании, его истории и функции, а также ссылка на материалы и отделку», — говорит он.

По словам Мириам Сильвер Верга и Хиллари Каплан, главных дизайнеров компании Mimi & Hill Design в Вестфилде, штат Нью-Джерси, все элементы должны работать вместе, чтобы создать единое целое. или стены с обоями могут быстро уменьшить комнату и разделить пространство. По словам Верги и Каплана, высокие сводчатые потолки могут создавать сложную геометрию, если они плохо спроектированы.

Нахождение общей нити между потолком и остальным пространством создает сплоченность. Например, если у вас есть лепнина на стенах, вы можете продолжить ту же лепнину на потолке, говорит Врум. «Если вы проектируете кабинет, вы можете опустить потолок по периметру комнаты и добавить освещение, чтобы создать атмосферу, соответствующую настроению этого пространства».

ДОБАВИТЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Некоторые архитектурные элементы потолка могут быть добавлены в качестве украшений, как украшения. Верга и Каплан любят кессонные потолки, поскольку они добавляют глубину, интерес и геометрию. «Интересно, что римляне изобрели их, чтобы уменьшить вес каменных потолков в древних зданиях и куполах, таких как Пантеон, но позже они были приняты французами и англичанами в усадебных домах в качестве декоративного украшения», — говорят они. «Нам нравятся более чистые, более современные версии, которые могут создать драму и позволяют захватывающее сочетание материалов и текстур». Более того, кессонный потолок становится центром внимания, привлекая взгляд вверх.

Деревянные балки — это еще один способ добавить детали, геометрию, различные плоскости и текстуры к потолкам, говорят Верга и Каплан. «Они идеально подходят для А-образных или сводчатых потолков и могут стать драматическим элементом, если все сделано правильно». Но дуэт предостерегает от использования слишком узких пучков, которые могут в конечном итоге выглядеть непропорционально. И убедитесь, что потолок достаточно высок, чтобы вместить их. «Последнее, что вы хотите сделать, — это отнять больше полезной высоты с помощью ненужных деталей», — говорят они.

В кухне фермерского дома Врум проектирует потолки высотой более 10 футов. Она добавляет проблемные балки, «чтобы разделить высоту, что позволяет нам добавить еще один элемент патины, чтобы связать его с остальным дизайном». В более современном пространстве со сводчатыми потолками Врум предлагает бороться с ощущением пещеры с помощью панелей из орехового дерева, чтобы придать пространству тепло.

 

 

КРАСКА ДЕЛАЕТ СОВЕРШЕНСТВОМ

Цвет краски и отделка могут иметь огромное влияние на внешний вид помещения. «Цвета краски имеют решающее значение и должны быть согласованы со стенами и освещением», — говорит Мартино. Например, если потолок темный, комната будет казаться ниже. Тем не менее, в некоторых случаях полированная отделка может усилить ощущение того, что потолок выходит за свои пределы, говорит Мартино.

Отделка потолка более светлым цветом, чем стены, или освещение потолка снизу может помочь создать иллюзию высоты, равно как и использование глянцевого или лакированного покрытия. «Отраженный свет осветляет и увеличивает пространство», — говорят Верга и Каплан. Эти двое также любят расписанные вручную потолки, которые добавляют интереса. Для одного проекта они наняли художника-декоратора, чтобы воссоздать мраморные обои в качестве росписи потолка. «Он великолепен, неподвластен времени и добавляет в комнату детали, узоры, тонкие цвета и общий визуальный поток», — говорят они.

Крайне важна отделка краски. «Ровная краска не всегда лучший вариант. Потолки всегда могут выиграть от некоторого глянца для отражательной способности», — говорят они.

Имейте в виду, что цвета краски на потолке редко выглядят так же, как на стенах, если вы пытаетесь сопоставить их, говорит Врум. На потолке они обычно выглядят темнее за счет горизонтальной плоскости. «Если вы хотите, чтобы потолок соответствовал стенам, выберите краску светлее, чем цвет стены, чтобы получить более однородный цвет», — говорит она.

IN FAVOR OF FLOURISHES

Иногда мысли, выходящие за рамки того, что уже возможно, могут создать более вдохновляющий дизайн. Для недавнего проекта кондоминиума Врум превратил пространство с абсолютно белыми стенами в уютное убежище, добавив обои с ботаническими мотивами на потолке. «Он создал английский загородный дом в шумном городском центре», — говорит Врум.

Использование плитки может быть забавным, особенно если это легкие формованные металлические панели или цветная керамика в куполообразных или арочных потолках, говорят Верга и Каплан.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *