В деревенском доме: оформление в различных стилях кантри, с печкой или камином

Опубликовано

стилевые решения, идеи дизайна, фото — INMYROOM

Вопрос о том, каким должен быть интерьер деревянного дома из бруса, достаточно важен. Ведь строительство брусового дома – удовольствие не из дешевых, поэтому было бы обидно испортить благородную красоту натурального дерева непродуманным и неудачным оформлением. Интерьер деревянного дома не может существовать сам по себе, в отрыве от самого здания, его материала и атмосферы. Гармония между внешним видом и внутренним убранством деревянных домов крайне важна.

Дизайн деревянного дома: общие правила

Какой бы стиль для создания интерьера ни был выбран, существуют некоторые общие правила, которые помогут подчеркнуть всю прелесть и индивидуальный шарм деревянного дома из бруса.

Поскольку в таком доме значимыми элементами интерьера становятся сами по себе стены, пол и потолок, их должно быть видно из-за мебели, деталей декора. В деревянном доме должно быть просторно, мебель не должна занимать все свободное пространство, а декор заслонять красоту натурального дерева.

Следует выбирать для отделки натуральные, природные материалы вроде натурального камня, металла в виде художественной ковки, текстиля, керамики и прочее. В дизайн брусового дома прекрасно вписывается простая, даже грубоватая мебель, то же касается и элементов декора.

Цветовая гамма обычно не отличается особой яркостью и разнообразием, однако можно использовать 1-2 ярких акцента. При этом мебель и оформление, как правило, соответствует по цвету отделке стен, но выбирается чуть темнее.

Дизайн брусового дома обязательно включает в себя грамотную организацию естественного освещения, без которого дом из бруса будет лишен солнца, а с ним и значительной части своего природного шарма.

В идеале будущий дизайн внутреннего пространства должен быть продуман еще до того, как дом будет построен, что позволит в полной мере использовать его конструктивные элементы и грамотно вписать его в интерьер.

Выбор стиля для деревянного дома

Дом из бруса «примет» не каждый стиль, поэтому к выбору дизайна, уместного в таком доме, нужно отнестись со всей ответственностью. Лучше всего подойдут следующие варианты:

Скандинавский стиль

Он характерен минимализмом и практичностью во всем, использованием натуральных цветов (белого, бежевого, серого и т. п.), мебель предпочтительна достаточно легкая, например, плетеная или деревянная, но не тяжелая.

Английский стиль

Здесь важна сдержанность и элегантность во всем, в отделке используется дерево ценных пород вроде красного дерева и мореного дуба (или в крайнем случае их имитация), пол и потолок выполняются в темных тонах, мебель выбирают достаточно массивную, но с мягкими, сглаженными силуэтами.

Стиль шале

Родом из Альп, а потому здесь царят простота и основательность, характерная для дома пастуха, построенного высоко в горах. В этом стиле очень активно используется дерево как отделочный материал, потолочные балки не закрываются, а служат элементом декора, камин – действующий, а не декоративный – становится одной из центральных деталей в интерьере.

Русский стиль

Он характерен простотой и массивностью своих элементов, которые вызывают ассоциации с деревенской избой, в него гармонично впишутся простые деревянные лавки, сундуки, комоды, а камин можно оформить под русскую печь.

Классический стиль

Это шик и утонченность, он допускает насыщенные цвета, но потолок обычно делают белым. На полу уместен будет паркет, для декора стен активно используются ткани, мебель нужна дорогая и изящная, с гнутыми ножками, резными элементами и позолоченной фурнитурой. Кроме того, интерьер желательно дополнить хрусталем, барельефами, дорогими картинами и часами с боем.

Современный стиль

Для него характерны простые линии, минимализм во всем, но при этом с акцентом на практичность и функциональность, ничего лишнего, хромированный металл и стекло.

Охотничий стиль

Обычно применяется не для всего дома, а только для отдельных комнат, например, для каминной гостиной. В нем обязательно используются охотничьи трофеи, картины соответствующих сюжетов и пр.

Выбрав один из стилей, не надо забывать, что каждый дом индивидуален и обладает своими особенностями и характером. Поэтому жесткое следование одному конкретному стилю не всегда полезно, гораздо лучше может оказаться гармоничное сочетание нескольких стилей или включение их элементов в один основной.

Оформление гостиной

Обычно гостиная в деревянном доме задает настроение всему интерьеру. Вот несколько советов, как оформить это помещение:

  • Семейный очаг. Поскольку гостиная является сердцем жилища, здесь никак не обойтись без камина. Его выбирают центром зоны отдыха, оформляя соответствующим образом: чугунной решеткой и трубой, или же обкладывая камнем, жаропрочной плиткой. Если камин не подходит по стилю, в качестве семейного очага можно выбрать дровяную печь. 

  • Отделка стен. Наилучший способ отделать поверхности внутри деревянного дома – это оставить их в первозданном виде. Брус обрабатывают влагостойкими пропитками и антипиренами, затем выбирают один из вариантов: покрыть стены бесцветным лаком, маслом или покрасить. Лучше выбирать светлые оттенки краски или морилки, при которых сохраняется естественный древесный рисунок. На контрасте с деревом выгодно смотрится камень. Им можно отделать стену возле зоны ТВ или за камином.

  • Пол. Напольное покрытие также рекомендуется оставить в первозданном виде – это должна быть массивная доска. Она прочная, долговечная, и никакой другой материал не заменит натуральный запах и тепло древесины. Чтобы придать помещению глубины, доски покрывают темно-коричневой морилкой или специальной краской по дереву.

  • Потолок. Если гостиная с высоким потолком, его можно оформить деревянными балками, выкрашенными в темный цвет. Если комната низкая, потолок просто зашивают панелями и красят светлой краской. Некоторые хозяева монтируют натяжной потолок, но при этом теряется аутентичность интерьера.

Оформление кухни

Дизайн кухни может быть оформлен в стиле кантри, рустика, фьюжн, неоклассика, скандинавский, прованс. Стены лучше оставить натуральными, бревенчатыми, но, в зависимости от используемого стиля, их покрывают штукатуркой и красят. Фартук на кухне лучше сделать из керамической плитки. Часто его выкладывают в стиле пэчворк – он хорошо сочетается с деревенским стилем.

Пол на кухне дома лучше покрыть плиткой, особенно, если здесь расположена дровяная печь.

Кухонное окно нельзя оставлять без внимания. На подоконнике можно организовать столешницу как дополнительную рабочую зону или барную стойку, также здесь можно установить мойку.

На кухне много техники и бытовых приборов, поэтому проводка будет заметна для небольшого помещения. Чтобы скрыть ее неэстетичность, провода укладывают внутрь несгораемых трубок. Далее есть два варианта: прикрепить их к верхней части потолочных брусьев (если позволяет высота потолка), или закрыть листами ГКЛ. Есть еще одна альтернатива: использовать стилизованную проводку в стиле ретро. Она выглядит очень эстетично и отвечает всем требованиям пожарной безопасности.

Кухонную зону, совмещенную с гостиной, лучше визуально выделить. Для этого используют барную стойку, обеденный стол или островок. Помимо этого, можно соорудить подиум, немного приподняв кухню.

Дизайн спальни

Как и весь дизайн деревянного дома, интерьер спальни рекомендуется оформлять с сохранением фактуры и рисунка натуральной древесины. Во-первых, она является идеальным фоном для множества акцентных деталей. Во-вторых, для здорового сна необходимо обеспечить обстановку, наполненную экологически чистыми материалами.

Особенности оформления спальни:

    1. При наличии массивных балок на потолке отделка стен и пола выполняется в светлых тонах.

    2. При расположении спальни на южной стороне, для окраски поверхностей можно использовать голубые, фисташковые, сиреневые оттенки. Для “северных” спален используют теплую гамму: бежевый, песочный, желтый цвет.

    3. Натуральную древесину на потолке, стенах лучше покрывать матовым лаком, потому что глянцевую поверхность нужно будет чаще обновлять.

    4. Для напольного покрытия используют: массивную или паркетную доску, ламинат, пробковый материал. Последний вариант органично вписывается в современный стиль оформления.

    5. Варианты для оформления потолка: вагонка, подвесная конструкция из гипсокартона, балки или фальш-балки.

    6. Текстиль очень важен для оформления уютной спальни. Выбор штор, ковров, пледов и подушек зависит от дизайна интерьера. Например, шале и сканди предполагают наличие меха (искусственного или натурального) на полу или кровати, кресле. Кантри – это вязаные коврики. Прованс – это текстиль с нежным цветочным узором, множество маленьких подушек.

Часто спальное помещение располагают на мансарде. При этом потолок имеет очень сложную форму. Поэтому, чтобы не усложнять интерьер, остальные поверхности делают лаконичными: стены штукатурят и окрашивают в светлый цвет, пол также оставляют светлым.

Выбор мебели для деревянного дома

Общие рекомендации при выборе мебели для обустройства дома из дерева:

  1. Все предметы должны быть прочными, массивными, чтобы не теряться на фоне отделки из бруса.

  2. По возможности, мебель должна состоять из натуральных материалов: дерева, кожи, камня.

  3. Обивка предпочтительнее нейтральных тонов, одного оттенка.

Какую мебель выбирать для каждого помещения?

  • Гостиная. Интерьер главного помещения в доме лучше не перегружать мебелью. Диван, кресла, журнальный стол – основные предметы для отдыха в гостиной. Габариты мебели выбирают исходя из площади помещения. Чтобы собраться в семейном кругу или с друзьями около камина часто недостаточно одного дивана. Вместо обычной модели рекомендуется выбирать модульную мебель или угловую конструкцию. Гостиная как зона отдыха может выступать и библиотекой, поэтому уместно здесь размещение и стеллажей с книгами.

  • Кухня. Набор мебели будет зависеть от количества свободного пространства на кухне. Для удобного процесса готовки понадобится как можно больше рабочей поверхности, а это – широкие столешницы, островок посередине комнаты, барная стойка. При совмещении кухни со столовой зоной обязателен удобный обеденный стол из дерева.

  • Спальня. Поскольку данное помещение чаще всего небольшое, мебель нужно выбирать компактную и функциональную. Обязательный атрибут – кровать. Если ее разместить на подиуме, снизу можно оборудовать удобную систему хранения с выдвижными ящиками. Роль шкафа успешно выполнит высокий комод. Обычное кресло в маленькой спальне можно заменить подвесным, или использовать бескаркасную мебель (кресло-мешок).

Освещение в деревянном доме

Освещение играет не только практическую роль, но также выполняет дизайнерскую функцию. Кроме того, с помощью правильного освещения можно корректировать пространство: увеличивать площадь, “поднимать” потолок, скрывать недостатки комнаты.

Какое освещение можно использовать для выполнения всех нужных задач?

  • Точечное. Компактные светильники направляют сфокусированный свет в одно место, ими можно подсвечивать определенную деталь интерьера. Их часто устанавливают в нишах стен, на лестнице, над рабочей зоной на кухне. Удобно использование точечных светильников на мансарде.

  • Центральное. Это потолочная люстра. Она нужна для формирования основного рассеивающегося света на кухне, в спальне, гостиной.

  • Настенные бра. Подсвечивают отдельные функциональные зоны: обеденную, участок возле кровати, над диваном, в прихожей. Также их используют для подсветки декоративных элементов: картин, полок.

  • Напольные светильники. Торшеры устанавливают в гостиной, около диванов и кресел. Также они полезны на веранде, в прихожей и спальне. С ними удобно читать книги.

  • Подвесные светильники. Осветительные приборы на длинных подвесах используют как дополнительный источник искусственного света для оформления различных зон. Например, они удобны при расположении над барной стойкой, обеденным столом, на мансарде с высоким потолком. Особенно гармонично они смотрятся при размещении на потолочных балках.

Для достижения оптимального освещения дома рекомендуется комбинировать различные источники света.

Внимание к деталям

Продумывая оформление дома из бруса внутри (фото уже созданных интерьеров могут в этом вам очень помочь), нужно учитывать все детали. Даже самый замечательный дизайн может перечеркнуть неуместный элемент, их неудачное сочетание или некачественное исполнение.

Вот несколько замечаний, которые помогут не ошибиться в деталях:

  • для выполнения текстильного декора лучше использовать натуральные ткани – хлопок, шелк, лен и т.п.;
  • интерьер дома из бруса не может обойтись без деревянных деталей в отделке, кроме того, можно применять материалы, имитирующие древесную текстуру;
  • в сочетании с натуральным деревом очень хорошо смотрятся элементы зеленого, серого, коричневого цветов и других пастельных тонов;
  • при выборе цветовой гаммы необходимо учитывать, брус какой породы дерева использовался при строительстве, поскольку древесина разных пород отличается цветом и текстурой;
  • очень важно правильно расположить и оформить такие важные элементы интерьера, как лестницы: от выбранного стиля будет зависеть их форма, конструкция и материал перил;
  • особенности интерьера во многом зависят от плана дома, как правило, в деревянных домах на первом этаже устраивают каминную гостиную или объединенную с кухней, а на втором этаже размещают спальни и помещения для отдыха – понятно, что дизайн этих помещений будет разным даже в рамках одного стиля.

Вывод

В целом, разрабатывая дизайн интерьера деревянного дома, нужно непременно учитывать практические нужды и потребности его хозяев, в нем должно быть не только красиво, но и удобно, комфортно и уютно.

Фотогалерея

Фото подборка из идей для интерьера деревянного дома из бруса.

Видео

Деревенский стиль в интерьерах деревянного дома

Деревенский стиль уходит своими корнями в уклад жизни крестьян-земледельцев, охотников, ремесленников и национальные культурно-бытовые традиции. Новый виток его развития попадает на середину XIX века. Зародившееся в Англии движение «Искусства и ремесла» не принимает идею массового производства низкого качества, которую принесла промышленная революция, и сохраняет интерес к кустарным техникам производства, природным свойствам доступных материалов.

Идеологов и сторонников движения вдохновляла природа. Они изучали региональные формы декоративно-прикладного искусства, применяли местные ресурсы, привлекали к работе ремесленников и создавали новые формы строительства. Гармония с природой, дом как место мира и покоя, семья, очаг — ценности мастеров этого направления.

Бревенчатые элементы повторяются в обеденном столе, кофейном столике, стульях. В отделке — береста. Металлический экран камина в виде дерева усиливает природные мотивы (слева). Огромные бревна оставили необработанными из художественных соображений. Трещины и наросты стали частью дизайна (справа).

Столовая. Массивная люстра сделана из оленьих рогов. Столешница круглого стола — из кедровой доски, основание — из корней кедра (слева). Лестница, излучающая тепло и свет, детально вырезана из очищенного от коры кедра (справа).

На заднем плане стена из круглых бревен и встроенный в нишу на месте старого входа шкаф. Реплика деревенского стиля в дизайне стульев у стойки бара и за обеденным столом и открытой решетчатой конструкции потолка над кухней.

Спальня в мансарде деревянного дома.

На волне интереса к местным традициям, техникам, материалам в американской архитектуре конца XIX — начала XX веков развиваются «ремесленное направление», стили бунгало и адирондак.

Ремесленный стиль

Основной планировочный прием — создание функционального пространства с камином или очагом. При проектировании стремились подчеркнуть ощущение простора, открытости комнат: деревенский дизайн был далек от украшательства. В простых, без орнаментации домах использовалось много работ по дереву, обычного квадратного сечения. Древесина выбиралась по качеству и текстуре и никогда не красилась. Особенно популярна была текстура дерева, распиленного по диагонали. Массивные бревенчатые колонны в сочетании с искусно обработанными круглыми и квадратными бревенчатыми стропильными балками — основа формы дома.

«Прямоугольный» дизайн со строгими геометрическими линиями выглядел современно, а дерево излучало тепло и создавало комфорт. В различных сочетаниях в конструкции и оформлении дома использовались органические материалы. Стандартные элементы сельского дома — прекрасно сконструированная деревянная мебель, полы, обшивка, встроенная мебель: сиденья под окнами, уголок у огня, книжные полки, навесные шкафы.

Стиль апеллировал к вкусам и экономическим возможностям покупателей первого дома, представителей среднего класса и рабочих.

Мебель и стиль

Декор интерьера и мебели тоже элемент деревенского стиля. В Америке Густав Стикли продвигал ремесленный стиль, основанный на высоком качестве врубок и соединений элементов. Дизайн строился на красоте грубоватого материала и искусстве и квалификации мастера.

Работы Стикли, радикальные для своего времени, сочетали прямоугольные обрамления и скульптурные формы. Прозрачные отделочные покрытия подчеркивали качество фактуры древесины. Были разработаны рецепты для обработки грубых поверхностей и придания дереву состаренного вида с эффектом патины.

В интерьере центральные бревенчатые столбы соединены с коньковым прогоном и передают нагрузку от крыши на нижние этажи. Столик — из ствола дерева, рисунок спила открыт.

Бревенчатый — значит естественный

Адирондак — стиль суровых охотников, романтиков первопроходцев, обитателей первых бревенчатых хижин и их «потомков» — путешественников и туристов, убегающих от цивилизации в глушь, на лоно природы. За названием стоят горы Адирондак и архитектура Грейт Кемпс в штате Нью-Йорк — лагерей для богатых с постройками в деревенском стиле. В бревенчатых домиках, расположенных на озерах и в горах, состоятельные горожане проводили время отпуска.

Лестницы в стиле адирондак (слева). На фото справа все стойки перил — из оленьих рогов.

Идеи для ванной комнаты. В композициях использованы кедровые стволы и корни.

Стиль Adirondack Camp в конце XIX века разработал дизайнер и девелопер Уильям Вест Дюран. Постройки отличались высоким мастерством строителей и использованием естественных материалов — камня, березовой коры, веток, бревен. Мастера вручную создавали богато декорированную мебель из найденного в этой же местности сырья. Шпон из березовой коры на письменных столах-бюро, ящиках шкафов, абажурах ламп, рамах зеркал стал визитной карточкой стиля. Аппликации из веток с геометрическими узорами имитируются повсюду в Америке.

Камин в стиле адирондак (слева). Кровать как предмет искусства (справа).

Рустик

Современные мастера не ограничивают себя историческими прототипами. Оригинальная мебель в природном или рустикальном стиле может быть изготовлена из древесины любой породы.

Выполненная вручную мебель и настольная лампа, изготовленная из шкур с оленьих ног.

Грубо ошкуренные столбы вносят элементы летнего лагеря в детскую спальню. Они красиво сочетаются со стенами.

Дизайнеры российской компании Art of Nature для создания причудливых предметов интерьера используют корневища, бревна, шесты, рога и шкуры диких животных. «Деревенская» мебель может быть не только грубоватой, но и изящной, утонченной. Художники, мастера по дереву всматриваются в формы стволов, веток, коряг, чтобы использовать дары природы в создании самых разных предметов: от стульев и лестниц до каминов.

Рустик перестал быть принадлежностью только деревянного дома. Он может передать аромат природы в любом жилом помещении в городе и сельской местности. Выбирая мебель или декор в деревенском стиле, человек инстинктивно окружает себя природой. Cпустя полтора века брутальная мебель из бревен, коряг, рогов по-прежнему притягивает красотой ручной работы, с помощью этого оригинального декора природа входит в дом.

Фотоподборка с предметами интерьера деревянного дома в деревенском стиле.

Столешница кухонного стола выполнена из необработанной сосны, ножки и «фартук» — из березы.

Обеденная зона выделена светильником из рогов.

Двери, вырезанные вручную. Художник Глен МакКьюн.

Кровать из кедровых стволов и ветвей.

Сон на таких кроватях будет как в лесу.

У обеденного стола столешница из массива сосны и ножки-пни. Прямоугольная люстра — из березовых ветвей.

Интернет-магазин The Country House

Вы когда-нибудь посещали наш магазин? Если нет, вы упускаете возможность чудесно дикий опыт! Торговая площадь более 16 000 квадратных футов. space, мы больше, чем просто загородный магазин. На самом деле клиенты путешествуют со всех концов Соединенных Штатов, чтобы провести день с нами. Много семей Проведите выходные на пляже (Оушен-Сити, Мэриленд) и посетите наш магазин. Наш магазин переполнен красивым декором для вашего дома! Соберите группу и приходите к нам в гости, мы заслужили репутацию того, что The Country House стоит поездки! Мы находимся всего в 30 милях от Оушен-Сити, штат Мэриленд, который предлагает прекрасные пляжи, оффшорную рыбалку и многочисленные поля для гольфа.

Чтобы получить информацию о красивом восточном побережье Мэриленда, позвоните по телефону в офис по туризму округа Викомико по телефону 410-548-4914 или посетите их веб-сайт на сайте http://www.wicomicotourism.org.

Замечательные идеи для украшения дома к весне в нашем магазине. Мы любим все красивые весенние цветы! Большой выбор флагов, вывесок и ковриков для любого времени года.

Красивые новые витрины по всему магазину! Это прекрасное время, чтобы обновить свой дом!

В нашем магазине представлено большое разнообразие предметов кантри и первобытных предметов, которые стали фаворитами покупателей на протяжении многих лет, а новые и обновленные версии поступают каждый сезон. Мы предлагаем выбор всего, что нужно для вашего дома.

Ищете новые шторы? В нашем магазине огромный выбор штор на любой вкус! У нас также есть различные столовые скатерти, чтобы освежить вашу столовую. У нас есть стильный декор для вашей кухни и ванной.

Наша коллекция Simply Southern – одна из самых обширных и постоянно обновляется. У нас есть огромное разнообразие их популярных футболок. У нас также есть мужские и молодежные размеры в футболках! Среди «дополнительных услуг» Simply Southern у нас есть толстовки, автомобильные подставки и другие аксессуары!

Знаки настроения — еще одна отличная идея для подарка родным и близким! Некоторые тронут ваше сердце, некоторые заставят вас громко смеяться. Наш ассортимент очень широк, и мы уверены, что вы найдете именно то, что ищете!

Круглый год у нас есть полная линейка прибрежного декора — идеально подходит как для украшения, так и для подарка! У нас также есть осенние и рождественские разделы в нашем магазине круглый год.

Загляните, чтобы посмотреть на выбор свечей, попурри и расплавов. Удивительные ароматы, такие как яблочный пирог и булочка с корицей! Есть из чего выбрать!

Спасибо за то, что вы такие лояльные клиенты и за все замечательные комментарии и отличные отзывы, которые мы получаем на Facebook, Instagram, Google и Trip Advisor!

Часы работы розничного магазина  

С понедельника по субботу с 10:00 до 17:00

Мы не работаем по воскресеньям.

Мы закрыты в следующие праздники:

        Новый год
        День памяти
        4 июля
         День труда
        День Благодарения
        25 и 26 декабря

У нас зимние часы с 1 января по середину марта. Пожалуйста, звоните часами.

В загородном доме Антона Чехова

ПАВЕЛ ИЛЬИЧ РАШЕВИЧ ходил взад и вперед, тихо ступая по полу, покрытому русскими пледами, и отбрасывая длинную тень на стену и потолок, а его гость Мейер, заместитель следователя, сидел на диване, подтянув одну ногу под он курит и слушает. Часы уже показывали одиннадцать, и в соседней с кабинетом комнате слышались звуки накрываемого стола.

— Что ни говори, — говорил Рашевич, — с точки зрения братства, равенства и прочего, Митька-свинопас, пожалуй, такой же человек, как Гёте и Фридрих Великий; на научной основе, имейте мужество посмотреть фактам в лицо, и вам станет ясно, что голубая кровь не есть простой предрассудок, что это не женское изобретение.Голубая кровь, батенька, имеет историческое оправдание , и не признавать его, по-моему, так же странно, как не признавать рога у оленя. С фактами надо считаться! до сих пор тешитесь иллюзиями равенства, братства и проч.; я неисправимый дарвинист, и для меня такие слова, как родословная, аристократия, благородная кровь, не пустые звуки».

Рашевич проснулся и говорил с чувством. Глаза его блестели, пенсне не держалось на носу, он все нервно пожимал плечами и моргал, а при слове «дарвинист» весело глядел в зеркало и обеими руками расчесывал седую бороду. Он был одет в очень короткую и потертую куртку и узкие брюки; быстрота его движений, его бойкий вид и укороченный жакет казались ему несоответствующими, а его большая миловидная голова с длинными волосами, напоминавшими епископа или поэта-ветерана, казалось, была прикована к телу высокий, долговязый, жеманный юноша. Когда он стоял, широко расставив ноги, его длинная тень напоминала ножницы.

Он любил поговорить, и ему всегда казалось, что он говорит что-то новое и оригинальное. В присутствии Мейера он ощущал необыкновенный поток настроений и наплыв идей. Он нашел следователя сочувствующим, и его возбуждали его молодость, здоровье, хорошие манеры, достоинство и, главное, его сердечное отношение к себе и своей семье. Рашевич не был любимцем своих знакомых; обыкновенно его сторонились и, как он знал, уверяли, что жену свою в могилу своими разговорами вгнали, а его за спиной называли злобной тварью и жабой. Мейер, человек незнакомый с округой и беспристрастный, навещал его часто и охотно и даже был известен тем, что говорил, что Рашевич и его дочери были единственными людьми в округе, с которыми он чувствовал себя так же дома, как и со своими. Рашевичу он тоже нравился, потому что он был молодым человеком, который мог бы подойти его старшей дочери Жене.

И вот, наслаждаясь своими мыслями и звучанием собственного голоса и с удовольствием глядя на пухлого, но стройного, аккуратно остриженного, правильного Мейера, Рашевич мечтал о том, как он устроит замуж свою дочь за хорошего человека, и тогда как все его заботы о поместье перейдут к его зятю. Ненавистные заботы! Проценты, причитающиеся банку, не были выплачены за последние два квартала, а штрафы и всякого рода недоимки возросли до более чем двух тысяч.

— По-моему, не может быть сомнения, — продолжал Рашевич, все больше и больше воодушевляясь, — что если Ричард Львиное Сердце или Фридрих Барбаросса, например, храбр и благороден, то эти качества перейдут по наследству. своему сыну, вместе с извилинами и бугорками мозга, и если мужество и благородство души сохранится в сыне посредством воспитания и упражнений, и если он женится на принцессе, которая также благородна и храбра, то эти качества будут передаться его внуку и т. д., пока они не станут родовым признаком и не перейдут органически в плоть и кровь Благодаря строгому половому отбору, благодаря тому, что родовитые семьи инстинктивно остерегались брака с нижестоящими, и юноши высокого ранга не женились на ком попало, высокие, душевные качества передавались из поколения в поколение в своей полной чистоте, сохранялись и с течением времени через упражнение возвышались и возвышались. Тем, что в человечестве есть добро, мы обязаны природе, нормальному, естественному, последовательному порядку вещей, который на протяжении веков скрупулезно отделял голубую кровь от плебейской. Да, мой милый мальчик, никакой хам, никакой кухаркин сын не дал нам ни литературы, ни науки, ни искусства, ни права, ни понятия о чести и долге. . . . Всем этим человечество обязано исключительно аристократии, и с этой точки зрения, с точки зрения естественной истории, низший Собакевич по самому факту своей голубой крови выше и полезнее самого лучшего купца, даже хотя последний, возможно, построил пятнадцать музеев. Скажи, что тебе нравится! И когда я отказываюсь пожать руку низкому хаму или сыну кухарки или позволить ему сесть со мной за стол, тем самым я оберегаю самое лучшее, что есть на земле, и выполняю одно из заветов матушки-природы. лучшие проекты, ведущие нас к совершенству. . .»

Рашевич замер, обеими руками расчесывая бороду; его тень тоже неподвижно стояла на стене, похожая на ножницы.

«Возьмите теперь матушку-Россию», — продолжал он, засунув руки в карманы и вставая то на пятки, то на носки. «Кто ее лучшие люди? Возьмите наших первоклассных художников, писателей, композиторов… Кто они? Все они были дворянского происхождения. Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Толстой, они не были дьячковыми детьми».

— Гончаров был купцом, — сказал Мейер.

— Ну, исключение только подтверждает правило. К тому же гениальность Гончарова вполне оспорима. Но опустим имена и обратимся к фактам. Что скажете, батюшка, например, на этот красноречивый факт: когда один из толпы пробивается туда, куда ему прежде не допускали, в общество, в мир учености, литературы, в земство или в суды, заметьте, сама природа прежде всего отстаивает высшие права человечества , и первый вступает в войну с чернью.Как только плебей загоняет себя в место, ему не годное, ибо он начинает болеть, чахнуть, сходить с ума, и вырождаться, и никуда находим ли мы столько тщедушных, невротических развалин, чахоточных и всяких голодающих, как среди этих милых. . Они дохнут, как мухи осенью. Если бы не это провиденциальное вырождение, не осталось бы камня на камне от нашей цивилизации, чернь все разрушила бы… Скажите, пожалуйста, что нам дало до сих пор нашествие варваров? Что принесла с собой чернь?» Рашевич принял таинственный, испуганный вид и продолжал: «Никогда литература и ученость не были у нас в таком упадке, как теперь. Нынешние люди, батюшка, не имеют ни идей, ни идеалов, и все их слова и дела проникнуты одним духом — получить все, что можно, и ободрать кого-нибудь до последней нитки. Всех этих нынешних людей, выдающих себя за честных и передовых людей, можно купить по рублю за штуку, а отличительная черта нынешних «интеллигентов» состоит в том, что надо строго следить за своим карманом, когда ты поговори с ним, а то он убежит с твоим кошельком. Рашевич подмигнул и расхохотался. — сказал он тонким, радостным голосом. «И нравы! Что насчет их нравов?» Рашевич оглянулся на дверь. — Нынче уже никого не удивишь, когда жена грабит и уходит от мужа. Что это, пустяк! Нынче, мой милый, девчонка двенадцати лет замышляет завести себе любовника, а все эти самодеятельные спектакли и литературные вечера — выдумано только для того, чтобы облегчить богатому купцу взять девушку себе в любовницы… Матери продают своих дочерей, и люди не стесняются спрашивать у мужа, по какой цене он продает свою жену, и можно торговаться. сделка, знаете ли, моя дорогая…

Мейер, который все это время сидел неподвижно и молчал, вдруг встал с дивана и посмотрел на часы.

— Прошу прощения, Павел Ильич, — сказал он, — мне пора идти.

Но Павел Ильич, не закончивший своего выступления, обнял его и, насильно посадив на диван, поклялся, что не отпустит его без ужина. И опять Мейер сидел и слушал, но смотрел на Рашевича с недоумением и беспокойством, как будто только теперь начинал его понимать. На его лице выступили красные пятна. И когда наконец вошла служанка и сказала им, что барышни просят их к ужину, он вздохнул с облегчением и первым вышел из кабинета.

За столом в соседней комнате сидели дочери Рашевича, Геня и Ираида, девочки лет двадцати четырех и двадцати двух лет соответственно, обе очень бледные, черноглазые, одного роста. Волосы у Жени были распущены, а у Ираиды — высоко на голове. Прежде чем что-нибудь съесть, они выпили каждый по рюмке горькой настойки с таким видом, как будто выпили ее нечаянно в первый раз в жизни, и оба смутились и расхохотались.

— Не шалите, девочки, — сказал Рашевич.

Женя и Ираида разговаривали друг с другом по-французски, а с отцом и гостьей — по-русски. Перебивая друг друга и смешивая французские слова с русскими, они стали быстро рассказывать, как как раз в это время в августе, в прежние годы, они отправлялись в школу накопительства и как это было весело. Теперь деваться было некуда, и приходилось сидеть дома на даче и лето и зиму без перемен. Такая тоска!

— Не шалите, девочки, — снова сказал Рашевич.

Он сам хотел говорить. Если другие люди разговаривали в его присутствии, он страдал от чувства, похожего на ревность.

— Так вот как, мой милый мальчик, — начал он, ласково глядя на Мейера. «По простоте и доброте сердца нашего и из страха быть заподозренными в отсталости, мы братаемся с, извините, всякой шушерой, проповедуем братство и равенство с ростовщиками и трактирщиками; но если мы бы только подумали, мы бы увидели, как преступно это добродушие. Мы довели дело до того, что судьба цивилизации висит на волоске. Милый мой, то, что наши предки приобрели в течение веков, будет быть завтра, если не сегодня, оскорблены и уничтожены этими современными гуннами…»

После ужина все пошли в гостиную. Женя и Ираида зажгли свечи на рояле, достали ноты. . . . Но их отец продолжал говорить, и нельзя было сказать, когда он кончит. С тоской и досадой смотрели они на своего эгоиста-отца, которому удовольствие болтать и показывать свой ум было, очевидно, дороже и важнее счастья его дочерей. Мейер, единственный молодой человек, когда-либо приходивший в их дом, пришел — знали они — ради их очаровательного, женского общества, но неугомонный старик овладел им и не давал ему отойти ни на шаг. .

— Как рыцари запада отражали нашествия монголов, так и мы, пока не поздно, должны объединиться и вместе ударить по врагу, — продолжал Рашевич тоном проповедника, подняв руку. правая рука. — Да явлюсь ли я сброду не Павлом Ильичем, а могучим, грозным Ришаром Львиное Сердце. Откажемся от небрежной сентиментальности, довольно! подходит к нам плебей, мы бросаем ему прямо в уродливое лицо какую-то небрежную фразу: «Прочь лапы! Возвращайся в свою конуру, дворняга!» прямо в его безобразное лицо, — продолжал радостно Рашевич, щелкая перед собою кривым пальцем. «В его уродливом лице!»

— Я не могу этого сделать, — сказал Мейер, отворачиваясь.

«Почему бы и нет?» Рашевич ответил бойко, ожидая продолжительного и интересного спора. «Почему нет?»

«Потому что я сам ремесленник!»

Сказав это, Мейер побагровел, шея как будто распухла, а в глазах действительно блестели слезы.

— Мой отец был простым рабочим, — сказал он грубым, отрывистым голосом, — но я не вижу в этом дурного.

Рашевич страшно растерялся. Ошарашенный, как будто его поймали на месте преступления, он беспомощно смотрел на Мейера и не знал, что сказать. Женя и Ираида покраснели и склонились над своей музыкой; им было стыдно за своего бестактного отца. Минута прошла в тишине, и было ощущение невыносимого дискомфорта, когда вдруг с какой-то болезненной скованностью и неуместностью прозвучали в воздухе слова:

«Да, я ремесленник и горжусь этим!»

После этого Мейер, неловко спотыкаясь среди мебели, распрощался и быстро прошел в переднюю, хотя его карета еще не стояла у дверей.

— Сегодня ночью вам предстоит темная дорога, — пробормотал Рашевич, следуя за ним. «Луна не взойдет до поздней ночи».

Они вместе стояли на ступеньках в темноте и ждали, когда приведут лошадей. Это было круто.

«Вот падающая звезда», сказал Мейер, кутаясь в пальто.

«В августе их очень много.»

Когда лошади были у дверей, Рашевич пристально посмотрел на небо и сказал со вздохом:

«Явление, достойное пера Фламмариона. ..»

Провожая своего гостя, он ходил взад и вперед по саду, жестикулируя в темноте, не желая верить, что такое странное, глупое недоразумение только что произошло. Ему было стыдно и досадно на себя. Во-первых, крайне неосторожно и бестактно с его стороны было поднять проклятую тему голубых кровей, не выяснив заранее, в каком положении находится его посетитель. Что-то подобное уже случалось с ним раньше; он однажды в вагоне начал бранить немцев, и потом выяснилось, что все лица, с которыми он разговаривал, были немцами. Во-вторых, он чувствовал, что Мейер больше никогда к нему не придет. Эти интеллигенты, поднявшиеся из народа, болезненно чувствительны, упрямы и медленно прощают.

— Плохо, плохо, — пробормотал Рашевич, отплевываясь; у него появилось чувство дискомфорта и отвращения, как будто он съел мыло. «Ах, это плохо!»

Он видел из сада, в окно гостиной, Женю у рояля, очень бледную и испуганную, с распущенными волосами. Она говорила очень, очень быстро. . . . Ираида ходила взад и вперед по комнате, погруженная в свои мысли; но теперь и она заговорила скороговоркой с полным негодования лицом. Они оба говорили одновременно. Рашевич не слышал ни слова, но догадывался, о чем они говорили. Женя, вероятно, жаловалась, что отец своими разговорами прогнал из дома всех приличных людей, а сегодня он прогнал от них единственного знакомого, быть может, жениха, и теперь бедному молодому человеку не будет места в доме. целый район, где он мог найти покой для своей души. И, судя по тому, как отчаянно она всплеснула руками, Ираида, вероятно, говорила об их унылом существовании, об их растраченной молодости. . . .

Дойдя до своей комнаты, Рашевич сел на кровать и начал раздеваться. Он чувствовал себя угнетенным, и его все еще преследовало то же чувство, как будто он съел мыло. Ему было стыдно. Раздевшись, он посмотрел на свои длинные, жилистые, пожилые ноги и вспомнил, что в уезде его называли «жаба», и после каждого долгого разговора ему всегда становилось совестно. Так или иначе, по какому-нибудь року, всегда случалось, что он начинал кротко, дружелюбно, с добрыми намерениями, называя себя старым студентом, идеалистом, донкихотом, но, сам того не сознавая, постепенно переходил в брань и клевету и что самое удивительное, с совершенной искренностью критиковал науку, искусство и нравы, хотя за последние двадцать лет не читал ни одной книги, нигде не был дальше их провинциального городка и толком не знал, что делается на свете. Если бы он сел писать что-нибудь, если бы это было только письмо с поздравлением, в письме как-то была бы брань. И все это было странно, потому что на самом деле он был человек чувственный, слезоточивый. Неужели им владел какой-нибудь дьявол, который ненавидел и клеветал в нем помимо его воли?

— Плохо, — вздохнул он, ложась под одеяло. «Это плохо.»

Его дочери тоже не спали. Раздался смех и крики, как будто кого-то преследовали; это была Женя в истерике. Чуть позже рыдала и Ираида. Служанка несколько раз пробежала босиком по коридору. . . .

«Что за дело! Господи!…» — пробормотал Рашевич, вздыхая и ворочаясь из стороны в сторону. «Это плохо.»

Ему приснился кошмар. Ему снилось, что он стоит голый, ростом с жирафа, посреди комнаты и говорит, щелкая перед собой пальцем:

«В его уродливом лице! В его уродливом лице! В его уродливом лице!»

Он проснулся в испуге и прежде всего вспомнил, что вечером произошло недоразумение, и что Мейер уж точно больше не придет. Вспомнил он и о том, что ему надо платить проценты в банке, искать мужей для дочерей, что надо есть и пить, а под рукой болезнь, старость, неприятности, что скоро зима, и что не было дров. . . .

Было уже девять часов утра. Рашевич медленно оделся, выпил чай и съел два куска хлеба с маслом. Его дочери не спустились к завтраку; они не хотели встречаться с ним, и это ранило его. Он лег на диван в своем кабинете, потом сел за стол и стал писать письмо дочерям. Его рука тряслась, а глаза резали. Он писал, что он стар, никому не нужен и что его никто не любит, и умоляет дочерей забыть его, а когда он умрет, похоронить его на равнине, гроб сдать без церемоний, или тело его отправить в Харьков.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *