Контурная резьба по дереву – описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Опубликовано

Содержание

описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Художественная резьба по древесине — одна из древнейших техник декоративного искусства. За историю существования ремесла появилось несколько его разновидностей. Самой разнообразной считается плоскорельефная резьба, классифицируемая на геометрическую, рельефную, заоваленную с подобранным и подушечным фоном и контурную.

Что такое контурная резьба?

Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.

История

Как появилась контурная резьба? Резьба по дереву в контурной технике практически не отслеживается во времени как самостоятельное ремесло. Она входила в другие виды искусства. Мастера кудринской резьбы, к примеру, пытаясь добиться контраста с закругленными растительными элементами, ввели углубленные контурные штрихи, крестовые прожилки на листьях, частях цветов и плодов, прорезали мелкие детали животных, птиц и рыб. Как чистую резьбу по дереву контурную резьбу встретить крайне сложно. Она чаще совмещается с другими техниками.

При этом встречается большое количество произведений народного творчества с искусно выполненными растительными и геометрическими рисунками для контурной резьбы по дереву. Мастера столярного дела, изготовившие в XIX веке ярославские прялки, сочетали на древесине декоративные ногтевые порезки и бытовые, жанровые сценки в контурной технике. Для увеличения выразительности подобной резьбы деревянные изделия в последнее время стали тонировать в темные и черные тона, на которых углубления выглядят более ярко и контрастно.

Композиции по черному фону

Выставки художественного творчества редко обходятся без контрастной контурной резьбы, или резьбы по дереву на черном фоне. В таких изделиях привлекает прежде всего видимость итогового результата: на черной поверхности вырезаются белые линии.

Мастера в такой технике чаще всего выполняют сюжеты, не соответствующие стилю эскизов контурной резьбы по дереву. Часто встречаются выполненные на темном фоне графические пейзажи, что связано с частым принятием подобного способа резьбы за линогравюру.

В реальности же контурная резьба на светлом либо черном фоне является самостоятельной техникой художественной обработки древесины с характерными только для нее декоративными средствами выражения. Во избежание подражания линогравюре в специальных иллюстрированных изданиях предлагаются эскизы контурной резьбы по дереву для начинающих с подробными описаниями.

Порядок выполнения работ

Контурная резьба основывается на углубленных линиях, вырезаемых штихелем, стамесками, косым ножом или профильными резцами. Техника, выполненная полукруглыми стамесками и косым ножом, наиболее проста и выразительна.

В отличие от кудринской или геометрической, для контурной резьбы нехарактерны конкретные декоративные фигуры. По этой причине новичков в столярном деле обучают основным штрихам-порезам.

Резьба по дереву состоит из нескольких этапов: подготовка основы, выбор орнамента, перевод эскиза на древесину, вырезание рисунка, отделочные процессы.

Подготовка основы

Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.

Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки. Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой. При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.

Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.

Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.

Выбор композиции

Композиция составляется на основе рисунков и эскизов контурной резьбы по дереву, особенностей конкретной техники и материала, на который она будет наноситься. Контуры рисунка должны быть предельно четкими и точными. Выполняют их одной непрерывной линией, нож при этом двигается с правой и левой стороны. Рисунок делают в том числе и двойной линией, намечающей след ножа.

Трафареты для контурной резьбы по дереву для первых опытов в столярном деле представлены в статье. По мере набора навыков мастера могут создавать собственные композиции.

Рисунок для светлого фона переносится темными линиями на белую бумагу. Если древесина тонированная, то эскиз выполняется гуашевыми белилами на цветной бумаге.

Перевод рисунка

Изображение на деревянную заготовку переносится двумя способами. Это можно сделать при помощи копировальной бумаги — черной или цветной в зависимости от фона дерева — или шариковой ручки без пасты посредством выдавливания контуров на поверхности древесины.

Техника резьбы

Процесс резьбы по дереву выполняется в два этапа — надрезание и подрезание. Контурная резьба по дереву для начинающих начинается с ведения ножа по линиям рисунка с прилагаемым усилием. По отношению к поверхности древесины нож должен располагаться не вертикально, а под небольшим углом, что и называется надрезанием. После этого приступают к подрезанию, изменяя положение ножа в ладони: руку наклоняют в противоположную сторону и с усилием выполняют подрезку уже прорезанного контура рисунка. В результате из-под ножа выходит деревянная трехгранная полоса.

Стружка должна отделяться от древесины вслед за ножом — в таком случае резьба будет чистой, с тонкими и точными очертаниями. Остающиеся в канавке соломки древесины убираются ножом посредством повторного, более глубокого прорезания.

Надрезание

При вырезании контурной канавки инструмент держится двумя руками: нож зажимается ладонью одной руки, а его лезвие направляется пальцами другой с корректировкой направления движения и силы упора. Контурная резьба в большинстве случаев выполняется косым ножом, но для более качественного и изысканного выполнения рисунка мастера советуют пользоваться полукруглыми стамесками.

Если выполняемые в технике контурной резьбы по дереву животные либо любой другой орнамент обладают большим количеством мелких деталей с закругленными краями, то для их вырезания используют полукруглую стамеску. Инструмент зажимается в кулаке под небольшим углом к центру. Острую кромку размещают на расстоянии 1-1,5 миллиметра от центра линии. Лезвие углубляется в древесину на несколько миллиметров и плавным поворотом кисти проворачивается вокруг оси. Движение продолжают до тех пор, пока линия не замыкается. Подобным образом выполняют надрезание.

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Отделка готового изделия

Композиция в технике контурной резьбы может выполняться как на однотонной, так и на тонированной и полированной поверхности древесины. Во втором случае дальнейшая обработка материала не требуется. Если же орнамент вырезался на светлой древесине, то его покрывают прозрачным лаком, предварительно шлифуя поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифование обязательно выполняется вдоль древесных волокон. Точеные изделия лучше шлифовать и покрывать прозрачным лаком в зажатом состоянии при вращении в станке. Соответственно, выточенное изделие не срезается с деревянной заготовки, а снимается, покрывается резьбой и повторно зажимается в станке, после чего отделывается, просушивается и только после этого срезается.

Вид отделки выбирается в зависимости от назначения изделия из древесины. Поверхность может лакироваться до блеска либо оставаться матовой с нанесением на резьбу разведенного лака жесткой кистью. Шлифованная поверхность контурной резьбы перед лакировкой прозрачными составами может тонироваться в разные цвета посредством окрашивания только фона либо фона с отдельными, наиболее углубленными линиями. Лак наносится только на тщательно высушенную поверхность древесины.

Начинающие мастера по древесине выполняют работы в технике контурной резьбы на плоских досках. По мере получения опыта и повышения мастерства можно начинать работать с более сложными изделиями: предметами мебели, обихода и быта. На таких элементах контурная резьба может выступать как в качестве отдельной самостоятельной техники, так и в качестве дополнительного художественного декора, выполненного в паре с другими техниками столярного искусства. Контурная резьба позволяет выполнять тонкие и эстетичные орнаменты в различных стилях.

labuda.blog

Контурная резьба по дереву: рисунки и эскизы

Контурная резьба по дереву, являясь разновидностью геометрической резьбы, требует некоторого опыта. Без привычки трудно прорезать абсолютно ровные линии без зазубрин и сколов. Не очень сложная техника сочетается с максимальной детализацией, благодаря чему получаются красивые резные изделия.

Пример контурной резьбы по дереву Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Процесс работы с материалом

Резьба по дереву представляет собой надрезание и подрезание деревянного материала. В результате из-под ножа резчика выходят готовые контурные рисунки. Очертания предметов, пейзажные композиции, цветочные коллажи находят свое воплощение преимущественно в деревянных панно.

Как же осуществляется сам процесс работы по древесине? Как получаются красивые картинки? Всю работу над куском дерева, который впоследствии становится произведением искусства, можно разделить на этапы:

  1. Первоначально выбирают изображение.
  2. Рисунок переводят на трафарет для резьбы.
  3. С трафарета делают эскиз для резьбы на деревянной заготовке.
  4. Производится резьба по дереву.
  5. Готовое панно зашкуривается, шлифуется, вскрывается лаком.

Особенного мастерства требует резьба по дереву, эскизы которой предполагают выполнение сложного узора.

Подборка эскизов для контурной резьбы по дереву

Каждая прочерченная линия должна быть ровной и четкой. Для рисунков в конкретном случае мастер принимает сам решение, насколько глубоко должны прорезаться линии. От этого зависит выразительность изображения на дереве.

По технике контурной резьбы по дереву изготавливаются шкатулки, крестики и другие изделия, где необходимо воспроизводить очертания цветов, животных, людей. Работа осуществляется, как на естественной древесине, так на тонированной, а также на фанере.

Вернуться к оглавлению

Техника работы

Приемы резьбы по дереву разделяются на прорезывание линий и завитков. Линии сначала надрезают, потом подрезают. При этом используют специальный острый нож — косяк. Лезвие ножа должно располагаться к работе под небольшим наклоном с вертикального положения. Таким способом осуществляется надрезание.

Пример техники контурной резьбы

Затем наклон делается в противоположную сторону. Подрезается надрезанная часть дерева. При прорезывании контурных канавок косяк зажимают в кулаке, другой рукой направляют движение лезвия. В процессе подрезания важно, чтобы из-под ножа выходили ровные полоски дерева. Если получаются опилки, неровные полоски, красивых линий не будет.

Резьба по дереву с целью вырезания завитков и округлых линий предполагает использование различных стамесок. Но бывалые мастера умеют вырезать извилистые контурные узоры при помощи только одного косяка.
Техника надрезания завитков, небольших окружностей такова.

Техника прорезной резьбы по дереву

Стамеску держат в кулаке, делая небольшой наклон к центру окружности. Лезвие углубляют в древесину на несколько сантиметров, после чего поворачивают дощечку по кругу по оси. Затем делают подрезание. Также осуществляется вращение по оси с отрезанием надрезанного кусочка древесины. Дальше радиус при необходимости увеличивают.

Для резьбы по дереву применяют плоские и округлые стамески. Опытный мастер, зная назначение каждой, может вырезать самый замысловатый узор. Верхом мастерства является контурная резьба с подушкой. Получаемый узор по центру выглядит как бы приподнятым над остальной его частью. В действительности различается лишь глубина канавок. По центру она может делаться большей, по краям — меньшей.

Вернуться к оглавлению

Деревянные узоры на фанере

Резьба на фанере несколько отличается от резьбы по дереву. Работа с материалом предусматривает выполнение нескольких техник. К ним относятся:

  • выполнение контурного выпиливания;
  • выполнение резьбы;
  • ажурная резьба;
  • комбинированная резьба.

По методу выпиливания вырезают контурные изображения животных, фигурки людей, цветы. В результате образуется выпуклое изображение на ровном фоне. Контурная резьба предполагает вырезание сложного рисунка путем нарезания и подрезания. В итоге выходит рельефный изысканный узор.

Ажурная резьба предполагает сквозное прорезывание деталей рисунка. Узор, выполняемый в этой технике, самый трудоемкий и красивый. Изделие напоминает воздушное кружево. Комбинированная контурная резьба объединяет сразу 2 и более техник.

Процесс выполнения прорезной резьбы

Чаще всего применяют одновременно для ее изготовления ажурную резьбу и технику контурного выпиливания, контурную резьбу и выпиливание. Резьба по фанере хотя и более трудоемкое занятие, но ее выполнять легче. Все дело в материале. Дерево твердых пород труднее поддается обработке, чем фанерные образцы.

Вернуться к оглавлению

Техника резьбы на фанере

Перед началом работы делается заготовка, она шлифуется, выкрашивается при необходимости в темный тон нитрокраской. Дают заготовке просохнуть и снова прокрашивают. На готовый образец наносится рисунок или эскиз при помощи туши, гуаши. Иногда вместо этого применяются трафареты. Все изгибы рисунка вырисовываются по заготовленной форме.

Эскизы и техника выполнения ажурной резьбы

Проще всего пояснить технику резьбы по фанере на примере выпиливания. Необходимым инструментом для данной техники является пила. Выпиливание производится следующим способом. По имеющемуся контуру пилой выпиливается контур изображения.

Чтобы фон получался ровным, а изображение не имело зазубрин, применяется беспрерывное выпиливание.

При помощи все той же пилы вырезают отдельные детали. Выходит объемное изображение. Его зашкуривают, шлифуют, вскрывают лаком. При необходимости после просыхания первого слоя лак наносится на изделие еще раз.

Ажурная контурная резьба по фанере делается при помощи лобзика, напильников, коловорота, шила. При выпиливании отверстий по имеющемуся шаблону инструмент для резьбы должен оставаться неподвижным; вращается только заготовка.

Пример картины выполненной ажурной резьбой на фанере

Большие отверстия выпиливают коловоротом, маленькие — при помощи шила. Лобзиком прорезают отдельные фигурные элементы. После окончания работы ажур шлифуют и покрывают лаком или краской. Обычно полученные ажурные элементы используют для декорирования зеркальных рам, абажуров, в качестве деталей при изготовлении шкатулок.

proekt-sam.ru

Контурная резьба. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]

Контурная резьба

По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений.

Точная аккуратная разметка рисунка и последующая проверка его композиции в целом и по частям с помощью чертежных инструментов считается одним из важнейших этапов при выполнении геометрической резьбы.

Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент. После этого разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем – на треугольники. При разметке обычно вычерчивают только основные линии рисунка, а мелкие детали выполняют косячком на глаз соответственно узору. На рис. 19 приведены в качестве примера схемы последовательного вычерчивания некоторых орнаментов.

Для резьбы надо иметь хорошо выправленный инструмент, так как порезку в контурной резьбе часто приходится делать во всех направлениях. Движение руки с резцом должно быть уверенным, твердым. При контурной резьбе надо уметь пользоваться резаком и полукруглой стамеской, знать, когда надо вести резак слева направо, с наклоном к себе, и наоборот – справа налево, с наклоном от себя. Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится чистой, могут быть срывы и заскоки. Поэтому начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород – осине, липе, а после приобретения навыков – на более твердой.

Рис. 19. Последовательность вычерчивания орнаментов.

Итак, возьмите дощечку размером 100 ? 200 ? 25 мм из древесины мягких пород. Хорошо обработайте ее рубанком или фуганком. Затем проведите карандашом под линейку несколько параллельных линий вдоль волокон древесины на расстоянии 10 мм одна от другой. Укрепите дощечку на верстаке и, держа в правой руке нож-косяк, поставьте его кончик на начало линии, наклоните под углом 45° вправо и, углубляя на 1–2 мм, сделайте надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Приподнимая пятку ножа на 1–2 мм, ведите его, не торопясь, к себе (рис. 20, а). Левой рукой помогайте, направляя лезвие ножа в нужную сторону. Когда до конца линии останется 8–10 мм, начинайте приподнимать пятку ножа (рис. 20, б), левой рукой поддерживая заготовку позади резака. Таким образом пройдите по всем размеченным под контурную резьбу линиям.

Рис. 20. Контурная резьба: а – надрезка; б – положение ножа при резьбе; в – подрезка; г – вырезание сетки; д – образцы линий для тренировки.

Затем следует стадия подрезания. Закончив резку в одном направлении, переверните дощечку на 180° и закрепите ее. Отступив от прорезанной линии 2 мм, карандашом проведите параллельную ей линию и снова прорежьте полоску. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку (рис. 20, в). Вскоре появится так называемая «соломка» – тонкая стружка. При хорошей технике выполнения она будет иметь три различимые ровные грани, а канавка получится двусторонней.

Прорежьте таким образом все размеченные параллельные линии, а затем выполните аналогичную операцию поперек волокон. В результате у вас получится сетка (рис. 20, г). Этот прием необходимо хорошо освоить, так как он наиболее распространен в резьбе.

При работе ножом следует учитывать направление волокон древесины. Прямую двустороннюю неглубокую выемку вдоль волокон без труда вырезают ножом-косяком по вышеописанной методике. Если выемка должна быть глубокой, сначала намечают линии краев и середины. Затем делают среднюю линию необходимой глубины, держа нож под прямым к доске углом. После этого с нужным наклоном, не спеша прорезают боковые линии. Нож должен идти при этом вдоль волокон.

Если нужно сделать двустороннюю выемку поперек волокон древесины, то ножом-косяком обязательно прорезают сначала среднюю линию, а затем с наклоном срезают каждую грань, при этом медленно ведут нож от края выемки к середине. Так удается избежать сколов.

Выполняя двустороннюю выемку под углом к направлению волокон, размечают все три линии выемки. Проработку серединной линии производят аналогично предыдущим случаям. Теперь наступает очередь боковых. В данном случае удобнее сначала проработать правую грань, прямая которой образует с линиями волокон острый угол, а затем повернуть заготовку на 180° и повторить то же самое с оставшейся гранью. Нож следует держать под нужным углом.

Дальнейшие упражнения с контурной резьбой сводятся к вырезанию ломаных, а затем и кривых линий, завитков, сложных узоров (рис. 20, д).

Для проработки поворотов (особенно если они не прямые, а закругленные) подходят резаки или косяки с тонкой режущей кромкой и маленьким углом заточки (30–45°). Лезвия с большим углом заточки уверенно идут по прямой, но для крутых поворотов они не подходят. В то же время при некоторой сноровке можно работать ножом-косяком в разных направлениях. Не волнуйтесь, постепенно вы приобретете уверенность и опыт.

Чтобы получить широкий, но недлинный двугранный канал, можно использовать прямую стамеску или стамеску-клюкарзу с рабочей кромкой в виде уголка. Ножом-косяком прорезают среднюю линию и намечают боковые линии. Затем в эти углубления вставляют стамеску. Нажим или серия легких ударов – и выемка готова. Если срез получился не совсем ровный, снимают тонкий пласт широким ножом-косяком или резаком.

Разумеется, канавки бывают не только двусторонними, V-образной формы. Полукруглые выемки удобно вырезать крутыми, средними и отлогими полукруглыми стамесками нужного размера. Поэкспериментируйте с полукруглой стамеской, приставляя ее к дереву под разными углами и пробуя нажать на инструмент.

Там, где угол был больше 45°, срез, скорее всего, не получится. Поставьте стамеску под углом 45° – и инструмент слишком глубоко войдет в дерево. Немного уменьшив угол, вы получите «узор» из сколов с рваными краями. Но если направить стамеску вдоль волокон под углом примерно 20°, вы увидите, как древесина поддастся и начнется ровное движение. Срез образуется гладкий и чистый – стамеска снимет ровно столько древесины, сколько она способна срезать своей острой кромкой.

Для продольного среза поперек волокон той же полукруглой стамеской следует применять другую технику. Если вы попробуете резать поперек волокон так же, как и вдоль, получите некрасивые сколы. Чтобы избежать этого, делают желобки с двух намеченных концов к центру. Сначала заходят с одной стороны, вырезают половину канавки, а затем аккуратно извлекают стамеску и повторяют то же самое с другого конца.

Если резьбу выполняют полукруглой стамеской или стамеской-уголком, то инструмент держат так, чтобы ручка упиралась в ладонь, указательный палец лежал на инструменте, а большой – на изделии. Работая длинной стамеской, правой рукой нужно нажимать, а левой придерживать и направлять инструмент, ведя его вдоль линии рисунка. В первом случае работать приходится сидя, во втором – стоя. Контурные линии должны быть глубже и шире, чем остальные штрихи.

При работе с твердой древесиной и при вырезании особо широких и глубоких канавок работа будет идти быстрее, если использовать киянку. В этом случае стамеску держат левой рукой, а правая рука будет держать киянку. Если вы левша, то, наоборот, держите стамеску правой рукой, а левая рука будет держать киянку. Обхватывайте нижние ? ручки киянки так, чтобы передняя часть полотна и передняя часть кулака находились в одной плоскости. В таком же положении вы можете менять угол резания, поворачивая кисть. Обратите внимание, что перехватывать инструмент при этом не нужно.

Киянкой делайте короткие и резкие удары по головке инструмента. Со временем вы научитесь чувствовать правильный угол направления и силу ударов. Но работайте деликатно. Лучше ударить несколько раз слегка, чем один раз сильно: при сильном ударе сложнее контролировать глубину выемки, можно получить рваные срезы и к тому же быстро испортить инструмент.

Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, отличается некоторой жесткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещенных местах. Чтобы повысить выразительность контурной резьбы, используют тонированный фон или применяют различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, достигая большого разнообразия форм и композиционных решений.

Контурную резьбу на темном фоне называют линейной. Нередко она напоминает гравировку. Чаще всего древесину окрашивают в черный, коричневый, красный, синий и зеленый цвета – все зависит от задуманной композиции и фантазии мастера. В этом случае главное – контрастность фона и прорезанных линий: на светлом фоне – темный рисунок, на темном – светлый. Из-за отсутствия светотени узор получается резким, контрастным и очень эффектным.

Заготовку перед окраской тщательно шлифуют и покрывают тушью, гуашью, акварельной или анилиновой краской, марганцовокислым калием или морилкой. Для придания заготовке блеска ее покрывают лаком и при необходимости полируют. Рисунок переводят через копировальную бумагу, контрастную с цветом дощечки. Иногда для получения особого эффекта прорезанные линии заполняют лаком, смешанным с бронзовым или алюминиевым порошком.

Упражнения для начинающих резчиков

Не пожалейте деревянных брусков и потренируйтесь в выполнении простых прорезов. Приведенные ниже упражнения помогут вам освоить технику резьбы ножом и выполнять основные мотивы резьбы.

Резьба двугранной выемки поперек волокон. По средней линии разметки носком косяка сделайте вертикальный прорез движением на себя, затем наклоните резец вправо и движением от себя пяткой срежьте правую грань, поменяйте наклон влево и срежьте противоположную грань. При поперечном пересечении волокон резец может двигаться в любом направлении, резать можно как пяткой, так и носком, но пяткой удобнее.

Главная цель первого упражнения – резать грань в грань, это значит, что на дне выемки место встречи граней должно проходить строго на одной глубине, в противном случае будет повреждена противоположная грань. При резании соседних выемок важно сохранить от сколов разделяющие их ребра.

Резьба двугранных выемок по наклонной к направлению волокон. Цель данного упражнения – резать по направлению волокон. Отличие от предыдущего упражнения в том, что резец двигается в противоположных направлениях: при наклоне выемки вправо от резчика левая грань срезается пяткой косяка движением от себя, а правая – носком, движением на себя. При несоблюдении этого правила одна из граней будет шероховатой, а ребра могут скалываться.

Резьба двугранных выемок вдоль направления волокон. Вдоль волокон резец идет легко. Лезвие может двигаться в любом направлении, если древесина прямослойная, но, как правило, волокна имеют свилеватость, поэтому на отдельных участках (в местах свилеватости) резец нужно вести встречными движениями до верхней касательной линии излома волокон. Условно назовем это место линией (точкой) «стоп», а прием резания – правилом «стружка в стружку». При соблюдении этого правила стружка отделяется от древесины в верхней части излома волокон, срез получается гладким, без задиров.

Резьба двугранной выемки по кольцу. Это упражнение является достаточно важным, поскольку в нем раскрывается сущность направления движения лезвия резца на отдельных участках кольца и других криволинейных выемок. Обратите внимание на то, что по внутренней грани резец движется в направлении к продольной (торцевой) линии «стоп», а по внешней – в противоположном, к боковым (поперечным) линиям «стоп». Исходя из особенностей строения древесины, подумайте, почему это происходит.

На отрезке подготовленной доски вычертите циркулем три концентрические окружности. Кончиком косяка прорежьте вертикально среднюю линию, затем под наклоном подрежьте грани по направлению стрелок. Дно канавки строго выдержите по правилу «грань в грань». Если вы хорошо усвоите правила резьбы двугранной выемки по кольцу, то легко будете исполнять любую кривую. Это во многом облегчит резьбу по дереву практически всех видов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Контурная резьба. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки

Контурная резьба

Это способ рисования резцом на деревянной поверхности. Выполняется ножом, косяком, уголком, царазиком, полукруглой стамеской. Зашкуривать поверхность перед резьбой не следует, так как абразивные частицы забьются в поры древесины и лезвие инструмента быстрее затупится. Для сглаживания поверхности используйте рубанок, напильник с крупной, а затем с мелкой насечкой.

Первый вид резьбы, который вы можете легко освоить, – контурная резьба на фанере. Для ее выполнения понадобится штихель (рис. 4.2), царазик или соответствующего радиуса овальные стамесочки с короткой ручкой. Вначале потренируйтесь вырезать этим инструментом различные линии. Штихель № 1 возьмите в правую руку так, чтобы овальная часть ручки упиралась в центр ладони, а указательный и большой пальцы держали полотно металла у ручки. Средний и безымянный держат ручку сбоку. Мизинец выпрямлен – служит упором на столе. Указательный и большой пальцы левой руки также держат за полотно, подальше от режущей кромки, сама кисть упирается в заготовку. Положите фанеру на стол в упор, прижмите локоть к телу, выберите угол наклона стамески по отношению к фанере и срезайте линии в порядке, указанном на рисунке.

Режущая кромка должна врезаться не глубже 1,5–2 мм. Старайтесь не прерывать линию. После того как вы остановились, чтобы передвинуть левую руку по ходу срезаемой линии, продолжайте точно в прерванном месте. При изменении направления линии поворачивайте фанеру, а не стамеску. Крепче держите левой рукой штихель, чтобы режущая кромка не срывалась и не делала ненужных срезов. Срезы всех линий должны быть одинаковой глубины и ширины.

Потренируйтесь вырезать сплошной фон. Используйте четвертый, пятый, а затем и шестой номера штихелей. Срезы делайте поперек слоя, один рядом с другим, длиной 6–10 мм. Так вы избежите задиров, и рисунок фона будет чище. В итоге должна получиться равномерная сплошная рябь. Если вы задумали создать подобный фон вокруг какого-либо образа или предмета, режьте его указанным выше способом в направлении от контура основного объекта наружу и от крайней, ограничивающей пространство фона линии внутрь. В этом случае вы гарантированно не прорежете контур самого предмета.

Рис. 4.2. Штихель для контурной резьбы (а) и его профили (б)

Рис. 4.3. Упражнения для контурной резьбы по фанере

Фото 28. Гончие. Сережа Ильяев, 10 лет. Фанера подкрашена

Фото 29. Кот Матроскин

Фото 30. Прекрасный воин. Саша Ильяев, 8 лет

Посмотрите, как эта операция выполнена на фото 28. Собаки прекрасно смотрятся в ореоле фона. Если бы направление резьбы не было соблюдено, стамеска нарушила бы плавный контур собачьих тел, сделав им «больно», качество работы пострадало бы.

Рис. 4.4. Упражнения для контурной резьбы по дереву ножом, косяком: 1 – линия прорезания, 2 – линия подрезания, 3 – направления подрезания

Очень эффектна контурная резьба на тонированной поверхности. Подберите рисунок, отрежьте подходящий кусок фанеры, зачистите шкуркой торцы. Покройте лицевую сторону черным нитролаком, который можно заменить тушью, гуашью, морилкой, добавляя в них на 100 г пять– десять капель клея ПВА или казеина (это даст более чистый срез и не позволит краске пачкаться и глубоко впитываться). Когда высохнет, нанесите рисунок. Царазиком, уголком или штихелем № 1 или 2 снимите линии рисунка до светлой древесины. Инструмент почаще точите. В результате резьбы получится картинка, подобная рисунку мелом на черной доске.

Когда освоите технику на простых рисунках, переходите к более сложным по композиции, с мелкими деталями, подкраской. После окончания покройте изделие нитролаком. С обратной стороны, если позволяет толщина, сделайте углубление или прикрепите петлю, чтобы изделие можно было повесить на стене. Вариантов рисунков много. Но не ограничивайтесь ими – фантазируйте сами.

Далее осваивайте технику контурной резьбы на доске. Для этого необходимы ножи. Вначале потренируйтесь вырезать ножом прямые и закругленные линии, имеющие различные направления относительно слоя древесины (рис. 4.4). Надрежьте линии ножом с наклоном вправо. Поверните доску на 180°. Эти же линии подрежьте с другой стороны на ту же глубину. Такую работу можно выполнить уголком в одно движение, накалывая окончание линии ножом. Старайтесь резать линии одним срезом по всей длине. Другой вариант: первую подрезку делайте перпендикулярно поверхности точно по линии, а вторую – с наклоном 45°.

Рис. 4.5–4.8. Рисунки для контурной резьбы

Чтобы выполнить первую оригинальную работу методом контурной резьбы, приготовьте лист бумаги, переводную палочку или шариковую ручку с израсходованной пастой, карандаш, ножи, отлогую стамеску, линейку, циркуль, ластик. Нарисуйте несложный орнамент или используйте готовый, без мелких деталей, преимущественно с прямыми линиями. По размеру отрежьте доску и зашкурьте торцы. Перенесите на нее переводной палочкой через копировальную бумагу рисунок. Чтобы в работе он не стерся и легче было резать, покройте жидким лаком или разведенным клеем ПВА (10 капель клея на 100 г воды). После высыхания описанными выше способами вырезайте рисунок. Закругленные места обрезайте полукруглой стамеской необходимого радиуса. Глубина и ширина среза зависят от масштаба работы и значения каждой детали по отношению ко всей композиции. Представьте, что вы рисуете карандашом по светлой поверхности, в разной степени выделяя отдельные места.

Рис. 4.9. Шрифты для контурной резьбы

Фото 31. 8 Марта. Махагон, 20 ? 15 см

Фото 32. Скульптор Барлах. Махагон, 25 ? 20 ? 2 см

Если детали рисунка крупные, следовательно, они должны быть и более глубокие, режьте в 2–3 приема, так как с первого раза до необходимой глубины врезаться трудно, особенно если древесина твердая. Следите при этом, чтобы срезы по всему контуру были с одинаковым наклоном, гладкие, в одну плоскость.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Контурная резьба


После того как будет пройден базовый курс, можно переходить к выполнению различных видов резьбы. Начинать следует с более простых, постепенно переходя к сложным. Техника контурной резьбы является относительно простой. Она представляет собой линейный, немного углубленный рисунок, образуемый прямыми, извилистыми или ломаными линиями, которые складываются в двухгранные либо полукруглые выемки и очерчивают контуры изображения (рис. 63).

Рис. 63. Контурная резьба на разделочных досках

В технике контурной резьбы выполняют панно, посуду, мебель, всевозможные орнаменты при оформлении отдельных деталей деревянного дома (наличников, косяков и пр.). В составе крупных композиций контурную резьбу используют для выполнения прожилок, сетки, отдельных деталей. В этом виде резьбы нет рельефа, но декоративность достигается благодаря линии, которая может быть разной по ширине и глубине; выборке фона вокруг линейных, орнаментальных и фигурных композиций; сочетанию с другими разновидностями резьбы по дереву.
От сложности узора зависит и выбор использующегося инструмента, но чаще всего применяют ножи-косяки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, отлогую стамеску, клюкарзу-уголок и полукруглую клюкарзу. Иногда требуются и прямые стамески. Любая разновидность резьбы начинается с разметки заготовки и нанесения на нее рисунка, который можно выполнить по шаблону или скопировать с оригинала. Поверхность, на которую наносят рисунок, может быть неотделанной (чтобы при этом рисунок не стерся с чистой поверхности, линии повторяют прозрачным лаком) или лакированной. Нередко ее окрашивают темным цветом, лакируют и полируют.

Секреты между строк

Как определить направление волокон внутри нароста?

На направление волокон нароста указывает его внешняя форма. В слоях, прилегающих к поверхности, волокна располагаются по форме нароста. Там, где наружная поверхность перегибается, внутренние волокна меняют свое направление, углубляясь внутрь практически под углом 90° относительно основания нароста, что видно на срезе. Наружный слой нароста не менее декоративен, на чем основывается способ обработки его поверхности, называемый рваными волокнами.

Заготовка должна быть неподвижна, поэтому ее закрепляют на верстаке. Первые опыты контурной резьбы лучше осуществлять на мягкой древесине, например на липе или осине. А по мере приобретения опыта и определенного владения инструментом можно использовать древесину твердых пород (березу). Подробнее о сортах древесины вы можете прочитать здесь.

Секреты между строк

Чем отличается карельская береза от повислой?

Карельская береза имеет на стволе бочковидные утолщения, которые на тангенциальном срезе имеют необычной красоты текстуру. Она напоминает овальные или веретеновидные следы темного цвета, звездочки, снежинки, всевозможные включения вроде точек, тире, галочек и др. Кроме того, отчетливо проступают свилеватость, курчавость. Будучи отполированным, срез отличается своеобразными жемчужными переливами, что делает этот материал необычайно декоративным.

Чтобы иметь достаточную свободу движений, резать лучше стоя. Инструмент держат правой рукой (если вы правша) за ручку, при этом левой придерживают и направляют его лезвие. Работа обеими руками будет более уверенной и быстрой, при этом срывающаяся стамеска (такое случается) не поранит левую руку.
Резьба ножом-косяком включает в себя 2 приема – надрезание и подрезание, при этом нож удерживают под небольшим наклоном лезвием на себя (рис. 64).

Рис. 64. Выполнение контурной резьбы ножом-косяком: 1 – надрезание; 2 – подрезание

Лезвие вводят в древесину заготовки и, прикладывая определенное усилие с учетом мягкости материала, ведут по линии рисунка, направляя и корректируя движение лезвия большим пальцем левой руки. После того как линия будет надрезана, переходят к подрезанию, при этом нож держат как и раньше, но рука несколько отклоняется в противоположную сторону. Инструмент вводят в древесину и с усилием подрезают
надрезанный контур. О правильности выполнения приема будет свидетельствовать трехгранная полоска (резчики называют ее соломкой), которая выходит из-под ножа, а на поверхности заготовки останется двухгранная выемка. Надо заметить, что работать можно и одной, и двумя руками (рис. 65), выполняя движения на себя и от себя.

Рис. 65. Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе: а – одной рукой:

1 – на себя; 2 – от себя; б – обеими руками: 1 – на себя; 2 – от себя

Для выполнения закруглений применяют ножи-косяки и ножи-резаки с малым углом заточки лезвия. Нож-косяк – инструмент универсальный, который позволяет резать на себя, от себя и наклонять его в любую сторону. Резьбу можно вести не только по прямой и кривой линиям, в розетках и орнаментах, при этом двухгранные выемки различаются по ширине и глубине, что диктуется требованиями художественной выразительности. Для достижения этого нож в глубине заготовки держат носком, благодаря чему линия получается более тонкой, а на выходе к поверхности и в заужении, наоборот, – пяткой.

Секреты между строк

Чем определяется выбор той или иной заготовки для резьбы?

Существуют 3 правила, которые обязательно соблюдают при выборе заготовки. В первую очередь это размер изделия, особенности композиции, которую предстоит воплотить, и разновидность резьбы. Например, для плоскорельефной резьбы подбирают доски, плиты, бруски, используют детали мебели вплоть до предметов домашнего обихода. Объемную выполняют из массивной древесины. В качестве материала можно использовать строительные конструкции, кряжи, пни и наросты.

Если стороны розетки своими вершинами сходятся в центре, режут носком ножа-косяка, начиная от края, к середине обязательно задействуют и пятку, чтобы не допустить сколов.
Контурная резьба может выполняться и полукруглыми стамесками (крутыми, средними и отлогими). Чтобы ход работы был более понятен, рассмотрим его на примере резьбы достаточно простой розетки (рис. 66).

Рис. 66. Выполнение лепестка розетки полукруглыми стамесками (стрелками показано направление движения инструмента, а цифрами – порядок работы)

Последовательность работы такова: крутой стамеской надрезают лепесток. Лезвие инструмента вводят в начале линии и вращают его, пока лезвие не совместится с кривой.
При этом оно должно наклоняться к центру розетки (рис. 66, стрелка 1).

 

Следующий этап осуществляют средней стамеской (рис. 66, стрелка 2), завершая надрез отлогой стамеской (рис. 66, стрелка 3). Закончив надрезание одного лепестка, переходят к следующему и т. д.
Далее срезают вторую грань. Для подрезки используют среднюю стамеску (рис. 66, стрелка 4), потом отлогую (рис. 66, стрелка 5), причем подрезают сразу все лепестки розетки.
После того как приемы контурной резьбы выполняются с достаточной легкостью, можно переходить к выполнению орнаментов и композиций. Заготовку под орнамент, очищенную от ворса и предварительно окрашенную в темный цвет (чаще всего используют темно– и красно-коричневые тона), слегка шлифуют и лакируют (нитроцеллюлозный лак можно заменить восковым составом).
Рисунок на заготовку переносится следующим образом: его переводят на кальку, которую затем фиксируют на заготовке, и продавливают изображение на поверхность древесины острым предметом. Контур рисунка необходимо закрепить, чтобы он не стерся в процессе резьбы, для чего достаточно процарапать его шилом.

Секреты между строк

Как правильно ориентировать заготовку?

Обычно длинную сторону предполагаемого изделия направляют вдоль заготовки. Это же относится и к высоте. Но это правило имеет исключения, поскольку прочность древесины различается в зависимости от направления волокон. По этой причине тонкие детали ориентируют вдоль волокон, чтобы предотвратить излом, а сечения – под углом для увеличения площади скалывания.

Орнамент (рис. 67) режут ножом-косяком.

Рис. 67. Орнамент для контурной резьбы

В процессе работы кривые линии режут плавно, стараясь не прерывать их. Сначала проводят линию с внешней стороны контура, затем – с внутренней. При увеличении кривизны линии работу осуществляют носком ножа, приподняв пятку над поверхностью древесины.

Секреты между строк

Как выполнить заготовку для объемной резьбы?

Сначала ее ограничивают по высоте, отпилив снизу и сверху. Излишек древесины срезают топором или скобелем, причем постоянно учитывают направление волокон древесины. Если работают топором, то сначала делают несколько зарубов, это предотвратит скалывание древесины. Тесать против волокон нельзя, поскольку линия скалывания может углубиться внутрь заготовки. Далее рубанком выравнивают основание заготовки и проверяют ее плоскость стальной линейкой. Строгают боковые грани для удобства разметки и нанесения рисунка.
Контурная резьба ограничена небольшим набором линий, но и они могут быть достаточно выразительными. Главное – суметь выявить формы орнамента, что достигается варьированием глубины и ширины выполняемых линий. Для крупных форм приемлемы резкие линии.
В орнаменте необходимо дифференцировать верхние линии (их выполняют в первую очередь, благодаря чему их грани бывают непрерывными) и нижние линии. Линия, проходящая по фону, должна быть глубже и мельче, если переходит на другую форму орнамента.
Вырезая орнамент, следят за тем, чтобы срезы получались чистыми, а края фона – неповрежденными, поскольку на темном фоне каждый дефект будет очень заметным.

Секреты между строк

Как перенести рисунок на заготовку?

Для плоскорельефной резьбы рисунок выполняют в масштабе 1:1. Некоторые затруднения возникают, если необходимо изменить масштаб. В этом случае используют метод координатной сетки, которой покрывают рисунок, например с шагом 1 см, а на заготовку наносят сетку с шагом 2, 3 см или более. Затем по клеткам переносят рисунок, который при этом увеличивается. Таким же способом можно изменить масштаб, в сторону уменьшения.

как перенести форму на дерево для резьбы?

Современные резчики по дереву внесли изменения в технику классической контурной резьбы: с внутренней стороны контур надрезают круто, а с внешней – полого. Кроме того, внутреннюю грань контура можно немного смягчить. Оба эти приема направлены на то, чтобы усилить выразительность резьбы. С аналогичной целью в композициях вокруг контура рисунка выполняют чеканку фона, для чего, используя полукруглые стамески или клюкарзы, его покрывают либо неглубокими линиями, либо беспорядочно разбросанными выемками. Варианты чеканки фона при выполнение контурной резьбы показаны на рис. 68.

Рис. 68. Чеканка фона при выполнении контурной резьбы: а – выемками; б – мелкими порезками; в – в виде сетки Покрытый такой чеканкой фон делает работу более живописной и интересной.

sk-frontal.ru

Трафареты и шаблоны для резьбы по дереву

Рассмотрим, что такое трафареты для резьбы по дереву, как их можно применять и какие они. Сегодня это древнее ремесло увлекает многих, но это достаточно сложное и кропотливое занятие, для которого нужен не только талант, но и художественные навыки. Если все необходимое для этого дела приобретено и известно, как работать с каждым из инструментов, то определяются с рисунком.

Узор трафарета для нанесения рисунка на дерево

Но не всегда возможно выбрать и нарисовать нужный. В этом случае приобретают трафареты для резьбы по дереву, которые помогают начинающему мастеру все правильно выполнить.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Виды трафаретов

Рассмотрим, что такое трафарет. Это приспособление, помогающее нанести узор или идентичные символы на поверхность. Например шаблоны для резьбы наличников из дерева занимают особенное место в этой нише, так как они производятся специально для того, чтобы мастер мог выполнить сложные работы, предназначенные для украшения интерьера дома и внешних стен.

Трафаретов для резьбы по дереву лобзиком существуют для следующих предметов интерьера:

Трафарет со сложным узором для резьбы

Это специализированные шаблоны, именно по ним создаются объемные орнаменты и узоры. Они значительно облегчают поставленную задачу изменения внешнего вида интерьера. Ведь не приходится искать трафарет, а его можно просто скачать или заказать через всемирную сеть. А после создать свой шедевр.

Вернуться к оглавлению

Как выбрать и где найти трафарет

Существует большое количество различных шаблонов для резьбы по дереву для начинающих: от простых орнаментов до скульптурной резьбы животного, птицы, человека или целой картины. Делая выбор, необходимо помнить о следующих правилах:

  • если инструменты для резьбы держат в руках впервые, то не приобретают шаблон старинной картины или гравюры, так как работать по нему достаточно трудно и можно испортить исходный материал;
  • для определенного вида резьбы существуют свои трафареты;
  • чтобы работу выполнить аккуратно, все линии на исходный материал переносят точно.

Многие старые издания (дореволюционные) — и российские, и зарубежные — имели иллюстрации гравюр, рисунков, узоров, орнаментов и других декоративных элементов из дерева.

Стильный орнамент трафарета для резьбы

А в наше время это доступно через электронные библиотеки, которые публикуют полные издания. Поэтому можно заглянуть в эти редкие публикации и «взять вдохновение» оттуда. Художник, декоратор, дизайнер или резчик по дереву оценит такой источник информации, так как он дает понять и почувствовать не только минувшую эпоху, но и дух того времени. Ведь именно тогда все производили вручную, а предметы украшали причудливыми узорами.

Перед выбором рисунка сопоставляют размеры заготовки и изображения. Для правильного и хорошего прочтения необходимо помнить следующие моменты:

  • если изделие крупное, то не выбирают ажурный или мелкий орнамент;
  • для мелкого не подходит крупный рисунок;
  • нужно соблюдать пропорции.
Подборка различных геометрических узоров для резьбы

Все это касается не только растительного узора, но и изображения животного, птицы и этнического орнамента.

Вернуться к оглавлению

Виды резьбы

Существуют следующие методы обработки дерева:

Рассмотрим первый из них. Его не применяют часто, так как это особенная техника, обучение длится несколько лет. Фактически в процессе работы полностью удаляется фон, подложка или задний план. Поэтому на готовом изделии орнамент воздушный. В качестве заготовки применяют древесину пихты, липы, сосны или ели. А от выбранного инструмента зависит технология выполнения.

Если собираются применить лобзик, то сначала высверливают отверстия (по шаблону), в которые помогут ввести полотно пилки.

Эта методика считается легкой, но при ее исполнении возможны неточности и ошибки.

Скамейка для дачи выполненная прорезной резьбой

Еще можно использовать электрический ручной фрезер, который качественно обработает грани орнамента, но для этого необходимы определенные знания и опыт. Но этот вид резьбы применим не только на изделиях маленького размера, так как есть мастера этого дела, работающие бензопилами.

А другие выпиливают узоры лобзиком или выжигают, применив станок. Последний метод более продуктивный. А станок для выжигания можно сделать самостоятельно. Для него нужны следующие предметы:

  • нихромовая проволока;
  • понижающий трансформатор;
  • регулятор накала.

Прожигание заготовки производится аккуратно и точно. В некоторых случаях применяется лазерная резка, но оборудование для нее стоит дорого. У этого метода есть большой плюс — он достаточно точен и эффективен для прорезной резьбы. Применив эскизы для резьбы, можно получить необычные и выразительные изделия, которые подчеркнут индивидуализм мастера.


При рассматривании готовых работ, можно заметить, что применена не одна техника исполнения, а минимум две. Это можно увидеть в причудливых узорах, размещенных на домах, где плоскорельефная резьба сочетается с прорезной, поэтому необходимо работать в нескольких направлениях одновременно. А главное, иметь фантазию и творческий подход к любому делу, и тогда все всегда получится.

proekt-sam.ru

описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Художественная резьба по древесине — одна из древнейших техник декоративного искусства. За историю существования ремесла появилось несколько его разновидностей. Самой разнообразной считается плоскорельефная резьба, классифицируемая на геометрическую, рельефную, заоваленную с подобранным и подушечным фоном и контурную.

Что такое контурная резьба?

Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.

История

Как появилась контурная резьба? Резьба по дереву в контурной технике практически не отслеживается во времени как самостоятельное ремесло. Она входила в другие виды искусства. Мастера кудринской резьбы, к примеру, пытаясь добиться контраста с закругленными растительными элементами, ввели углубленные контурные штрихи, крестовые прожилки на листьях, частях цветов и плодов, прорезали мелкие детали животных, птиц и рыб. Как чистую резьбу по дереву контурную резьбу встретить крайне сложно. Она чаще совмещается с другими техниками.

При этом встречается большое количество произведений народного творчества с искусно выполненными растительными и геометрическими рисунками для контурной резьбы по дереву. Мастера столярного дела, изготовившие в XIX веке ярославские прялки, сочетали на древесине декоративные ногтевые порезки и бытовые, жанровые сценки в контурной технике. Для увеличения выразительности подобной резьбы деревянные изделия в последнее время стали тонировать в темные и черные тона, на которых углубления выглядят более ярко и контрастно.

Композиции по черному фону

Выставки художественного творчества редко обходятся без контрастной контурной резьбы, или резьбы по дереву на черном фоне. В таких изделиях привлекает прежде всего видимость итогового результата: на черной поверхности вырезаются белые линии.

Мастера в такой технике чаще всего выполняют сюжеты, не соответствующие стилю эскизов контурной резьбы по дереву. Часто встречаются выполненные на темном фоне графические пейзажи, что связано с частым принятием подобного способа резьбы за линогравюру.

В реальности же контурная резьба на светлом либо черном фоне является самостоятельной техникой художественной обработки древесины с характерными только для нее декоративными средствами выражения. Во избежание подражания линогравюре в специальных иллюстрированных изданиях предлагаются эскизы контурной резьбы по дереву для начинающих с подробными описаниями.

Порядок выполнения работ

Контурная резьба основывается на углубленных линиях, вырезаемых штихелем, стамесками, косым ножом или профильными резцами. Техника, выполненная полукруглыми стамесками и косым ножом, наиболее проста и выразительна.

В отличие от кудринской или геометрической, для контурной резьбы нехарактерны конкретные декоративные фигуры. По этой причине новичков в столярном деле обучают основным штрихам-порезам.

Резьба по дереву состоит из нескольких этапов: подготовка основы, выбор орнамента, перевод эскиза на древесину, вырезание рисунка, отделочные процессы.

Подготовка основы

Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.

Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки. Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой. При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.

Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.

Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.

Выбор композиции

Композиция составляется на основе рисунков и эскизов контурной резьбы по дереву, особенностей конкретной техники и материала, на который она будет наноситься. Контуры рисунка должны быть предельно четкими и точными. Выполняют их одной непрерывной линией, нож при этом двигается с правой и левой стороны. Рисунок делают в том числе и двойной линией, намечающей след ножа.

Трафареты для контурной резьбы по дереву для первых опытов в столярном деле представлены в статье. По мере набора навыков мастера могут создавать собственные композиции.

Рисунок для светлого фона переносится темными линиями на белую бумагу. Если древесина тонированная, то эскиз выполняется гуашевыми белилами на цветной бумаге.

Перевод рисунка

Изображение на деревянную заготовку переносится двумя способами. Это можно сделать при помощи копировальной бумаги — черной или цветной в зависимости от фона дерева — или шариковой ручки без пасты посредством выдавливания контуров на поверхности древесины.

Техника резьбы

Процесс резьбы по дереву выполняется в два этапа — надрезание и подрезание. Контурная резьба по дереву для начинающих начинается с ведения ножа по линиям рисунка с прилагаемым усилием. По отношению к поверхности древесины нож должен располагаться не вертикально, а под небольшим углом, что и называется надрезанием. После этого приступают к подрезанию, изменяя положение ножа в ладони: руку наклоняют в противоположную сторону и с усилием выполняют подрезку уже прорезанного контура рисунка. В результате из-под ножа выходит деревянная трехгранная полоса.

Стружка должна отделяться от древесины вслед за ножом — в таком случае резьба будет чистой, с тонкими и точными очертаниями. Остающиеся в канавке соломки древесины убираются ножом посредством повторного, более глубокого прорезания.

Надрезание

При вырезании контурной канавки инструмент держится двумя руками: нож зажимается ладонью одной руки, а его лезвие направляется пальцами другой с корректировкой направления движения и силы упора. Контурная резьба в большинстве случаев выполняется косым ножом, но для более качественного и изысканного выполнения рисунка мастера советуют пользоваться полукруглыми стамесками.

Если выполняемые в технике контурной резьбы по дереву животные либо любой другой орнамент обладают большим количеством мелких деталей с закругленными краями, то для их вырезания используют полукруглую стамеску. Инструмент зажимается в кулаке под небольшим углом к центру. Острую кромку размещают на расстоянии 1-1,5 миллиметра от центра линии. Лезвие углубляется в древесину на несколько миллиметров и плавным поворотом кисти проворачивается вокруг оси. Движение продолжают до тех пор, пока линия не замыкается. Подобным образом выполняют надрезание.

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Отделка готового изделия

Композиция в технике контурной резьбы может выполняться как на однотонной, так и на тонированной и полированной поверхности древесины. Во втором случае дальнейшая обработка материала не требуется. Если же орнамент вырезался на светлой древесине, то его покрывают прозрачным лаком, предварительно шлифуя поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифование обязательно выполняется вдоль древесных волокон. Точеные изделия лучше шлифовать и покрывать прозрачным лаком в зажатом состоянии при вращении в станке. Соответственно, выточенное изделие не срезается с деревянной заготовки, а снимается, покрывается резьбой и повторно зажимается в станке, после чего отделывается, просушивается и только после этого срезается.

Вид отделки выбирается в зависимости от назначения изделия из древесины. Поверхность может лакироваться до блеска либо оставаться матовой с нанесением на резьбу разведенного лака жесткой кистью. Шлифованная поверхность контурной резьбы перед лакировкой прозрачными составами может тонироваться в разные цвета посредством окрашивания только фона либо фона с отдельными, наиболее углубленными линиями. Лак наносится только на тщательно высушенную поверхность древесины.

Начинающие мастера по древесине выполняют работы в технике контурной резьбы на плоских досках. По мере получения опыта и повышения мастерства можно начинать работать с более сложными изделиями: предметами мебели, обихода и быта. На таких элементах контурная резьба может выступать как в качестве отдельной самостоятельной техники, так и в качестве дополнительного художественного декора, выполненного в паре с другими техниками столярного искусства. Контурная резьба позволяет выполнять тонкие и эстетичные орнаменты в различных стилях.

fb.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *