Шамот, как огнеупорная глина или каолин для производства огнеупоров.
Шамот — заполнитель шамотный — огнеупорная глина или каолин, обожжённые до потери пластичности, удаления химически связанной воды и той или иной степени спекания.
Иногда шамотом называют также некоторые другие исходные материалы для производства огнеупоров, обожжённые с целью окускования порошков (нередко в смеси с глиной).
Шамот получают обжигом (преимущественно при 1300—1500 °С) во вращающихся, шахтных или других печах исходного сырья в виде естественных кусков или брикетов, приготовленных на ленточных, вальцевых и других прессах, либо боя изделий.
Вводят шамот в массу измельченным, с максимальным размером зерен 1—3 мм. Применяют также бой шамотного огнеупорного кирпича (ЛШ). Он должен быть отсортирован от динаса и раствора и должен иметь не более 10% примесей. Шамотный ошлакованный бой (МШО) должен иметь размеры не менее 20 мм, содержать посторонних включений не более 3% и наплывы шлака не более 5 мм.
Степень спекания шамота характеризуется водопоглощением, которое обычно составляет от 2—3 до 8—10% (для «низкожжённого» шамота 20—25%). Далее шамот измельчают в порошок на мельницах.
Шамотный порошок может быть грубозернистым или мелкозернистым. Величину помола можно определить по удельной поверхности, которая может составлять около 8000 см/г.
В шамоте не должно быть загрязняющих примесей — угля и шлака. На поверхности шамота не должно быть наплывов стекла. Наплывы шлака должны быть не более 2 мм.
Химический состав: AL2O3 — 42,0±0,5%, Fe2O3 — 1,0±0,2%, TiO2 — 0,5±0,1%, K2O — 0,7±0,15%, Na2O — 0,15±0,01%, CaO — 0,16±0,02%.
Огнеупорность шамота составляет не менее 1800 ºС.
Шамот чрезвычайно устойчив к действию неблагоприятных факторов природно-климатического и техногенного происхождения, обладает прочностью натурального камня, морозоустойчив, долговечен и абсолютно нейтрален.
Шамот вводят для снижения пластичности и уменьшения усадки изделий из шамотных масс при сушке и обжиге. Добавки в глину шамотного порошка позволяют выполнять монументальные скульптуры весом около 250 кг и более, чего невозможно достичь, применяя в качестве скульптурного материала однородную глину или глину с добавлением песка.
Шамотный порошок и шамотную керамическую массу обычно называют шамотом, хотя это не одно и то же. Шамотная керамическая масса, используемая в промышленности, представляет собой огнеупорную глину с добавками шамотного порошка.
Существует множество рецептур шамотных масс. От количества шамотного порошка в керамической массе и величины его зерен, применяемой глины, содержания воды, температуры и длительности обжига зависят не только цвет и фактура поверхности, но и способ формообразования изделия.
По применяемым материалам различают высокоглинозёмистый, корундовый, цирконовый шамот.
Шамот огнеупорный и высокоогнеупорный кусковой марок ШГР 28, ШГАР 42, ШГА применяется для производства огнеупорных изделий и материалов, порошки молотые шамота марок ПШБМ, ПШБТ и глины марок ПГА, ПГБ — для изготовления мертелей, огнеупорных масс и обмазок, смесь шамотно-глинистая марки ШГС-1 — для связывания алюмосиликатных изделий в огнеупорной кладке
С применением огнеупорной глины из шамота изготавливают шамотный кирпич, который широко применяется в качестве строительного материала.
В середине 20 в. шамот начали применять и в скульптуре (преимущественно небольшие статуэтки). Художественный шамот — это специальная смесь глин разных сортов, в которую обязательно входят огнеупорные глины и каолин. Такую смесь обжигают при сверхвысокой температуре (от 1150 до 1350 градусов) и получают прочнейший керамический материал.
В нашей Компании представлен широкий ассортимент изделий из шамота и других огнеупорных материалов по выгодным ценам.
Продажа огнеупорных материалов – это стабильная, многолетняя деятельность нашей компании, поэтому нам хорошо известны все запросы и требования наших покупателей.
Мы рады видеть Вас в числе наших заказчиков.
Шамотная глина — что это такое, шамотная керамика, свойства, особенности, продукция
Шамот является не каким-то определённым сортом глины. Это материал, который представляет собой перемолотые кусочки керамики, при помощи которых происходит процесс «шамотирования» глины.
Именно поэтому редко где можно встретить название шамотная керамика, чаще всего материал носит название шамотная глина или шамотные массы. Такая глина может быть любого оттенка, степени пластичности, жирности и т.д.
Что такое шамотные массы
Шамотная глина, обладающая огнеупорными свойствами, содержит в своём составе гидроалюмосиликаты с высокой степенью дисперсии. Материал принадлежит к категории природных ископаемых.
Существует два подвида шамотной глины:
- глина морского типа;
- глина материкового происхождения.
Морскую разновидность добывают со дна морского, как нетрудно догадаться, а вот материковые разновидности могут быть найдены в речных и озёрных донных слоях.
Цвет у данного материала может быть разным, всё зависит от состава и концентрации тех или иных компонентов. Обычно чистый продукт окрашен в светло-серые тона, но довольно часто встречаются красные, синие, жёлтые глины.
В состав шамотных масс обычно входят следующие компоненты:
- фрагменты кварцевого песка;
- оксид калия;
- оксид алюминия;
- оксид кальция;
- оксид магния;
- оксид железа и натрия.
История материала
Точно определить, когда именно был открыт шамот, не представляется возможным. В активный обиход материал вошёл в XIX веке и до сих пор между Германией и Францией ведутся ожесточённые споры по поводу того, какая же всё-таки страна является «изобретателем» данного вида глины.
На самом деле шамотная глина существует с глубокой древности, просто человек долгое время не мог научиться обрабатывать её таким образом, чтобы она служила ему на пользу в быту.
Активное внедрение шамота в обиход хоть и состоялось в XIX веке, широкую популярность за пределами Европы материал получил лишь ближе к середине XX века. Его начали активно использовать для изготовления посуды, декора, кирпича, скульптур, архитектурного оформления. Материал обладал отличной пластичностью и устойчивостью перед высокими температурами, при обжиге из него удалялась вся вода, что позволяло применять такую глину во многих производственных сферах.
Месторождение по добыче шамотной глиныХарактеристики материала и технологии обработки
Шамот является очень пластичным материалом. Во многом именно за это его любят мастера. Он позволяет создать практически любую форму.
Цвет шамотной глины может быть любым (как до обжига, так и после). Чаще всего содержание шамотной крошки в материале составляет примерно 20-40%, а вот размер шамотных фрагментов варьируется в пределах 0,1-2 мм. Конечно, крошка может быть настолько измельчена, что в массе её не увидишь, в таком случае стоит говорить о тонкомолотых шамотных массах. В таком материале шамот играет роль своеобразного отощителя, но и усадка будет несколько выше, чем у крупнодисперсных масс.
Формовка
Массы шамота набивают в подготовленные заранее формочки из гипса. Если есть большое желание, то можно поработать с этим материалом и на гончарном круге, если вы не против получить скрабирование рук крупными керамическими частицами.
Лучше всего из шамота получаются габаритные изделия с толстыми стенками. Хорошо из него выходят и плиты, и изразцы (гораздо ровнее в сравнении с более тонкими массами).
Просушка
Шамотная глина принадлежит к категории открытых материалов, что означает, что она свободно пропускает водяные пары. Так что и сушка будет проходить гораздо спокойнее, чем у родственных тонких масс. Однако не стоит забывать, что стенки шамотной керамики более толстые, так что и времени на полную просушку им нужно гораздо больше.
Обжиг
При обжиге важно обращать внимание на массу изделия. Нагрев и остывание будут проходить медленнее, чем у тонкостенных изделий, так что лучше слишком уж тяжёлые изделия обжигать на подсыпке из чистой шамотной крошки (это снизит усадочное трение о плиту). Температура обжига составляет 1300—1500°C.
Декорирование
Лучше всего выбирать такие способы декорирования, которые помогут подчеркнуть природную зернистость материала. Если же хотите, чтобы глазурь легла ровным слоем, то предварительно загладьте поверхность изделия на стадии формования, пока ещё шамот не успел высохнуть.
Декор из шамотной глиныВ каких странах производят
Основными производителями шамота остаются следующие страны:
- Болгария;
- Германия;
- Франция;
- Чехия;
- Испания;
- Россия.
Также существуют небольшие предприятия и в других странах, но количество выпускаемых ими материалов и изделий из шамота не так велико, как у перечисленных.
Шамот в России
Популярность шамотной керамики проникла в Россию в 50-х годах ХХ века. Именно этим материалом начали облицовывать многие известные архитектурные сооружения, например, гостиницу «Украина», Центральный гастроном и многие другие. Ни время, ни погодные условия не смогли за более чем полувековую историю отделки повредить её.
Основными местами добычи шамотных масс в России остаются месторождения:
- Астафьевское;
- Кыштымское;
- Палевское.
Посуда
Шамотную керамику используют в основном для производства цветочных горшков, ваз, посуды. Особенно часто из этого материала изготавливают турки.
Поскольку шамот является огнеупорным, он идеально подходит для формовки джезв разных типов. Даже при многократном использовании шамотные джезвы не трескаются, долго держат температуру, не теряют форму.
Fireclay
Ежемесячная техническая подсказка от Тони ХансенSignUp | Нет отслеживания ! Нет объявлений ! Вот почему эта страница загружается быстро! |
- Материалы для керамики
1-9 | А | Б | С | Д | Е | Ф | Фриты | г | Н | я | Дж | К | л | М | Н | О | П | Вопрос | Р | С | Т | У | В | Вт | Х | Y | Z
Альтернативные названия : Огнеупорная глина
Оксид | Анализ | Формула |
---|
By Тони Хансен Следуйте за мной на |
Есть вопрос?
Купи мне кофе и мы поговорим
https://digitalfire.com, все права защищены
Политика конфиденциальности
Fireclay
Ежемесячная техническая подсказка | Нет отслеживания ! Нет объявлений ! Вот почему эта страница загружается быстро! |
Весь глоссарий
200 меш |325 меш |3D-дизайн |3D-принтер |3D-слайсер |3D-печать на глине |3D-печать |Абразионная керамика |Кислотные оксиды |Агломерация |Щелочные |Щелочноземельные |Аморфные | пористость |Художественные изделия |Шаровая мельница |Бамбуковая глазурь |Основная глазурь |Основное покрытие для окунания глазури |Основные оксиды |Периодический рецепт |Биск |Битовое изображение |Черный керн |Выкрашивание красок |Смешивание блендером |Волдыри |Вздутие |Вспучивание |Костяной фарфор |Борат | Бор синий | Борная фритта | Боросиликат | Разрушение глазури | Изготовление кирпича | Нанесение глазури кистью | Прокаливание | Рассчитанное тепловое расширение | Свечение | Выгорание углерода | Глазури с ловушкой углерода | Номера CAS | Отливка-отсадка | Селадоновая глазурь | Керамика | Керамическое связующее | Керамические наклейки | Керамическая глазурь |Дефекты керамической глазури |Керамические чернила |Керамический материал |Керамический оксид |Скольжение керамики |Керамическое пятно |Керамическая плитка |Керамика |Характеристика |Химический анализ |Цветность |Глина |Глиняное тело |Пористость тела глины |Глина для печей и обогревателей |Глина Жесткость |Коэффициент теплового расширения |Кодовая нумерация |Гончарная керамика |Коллоид |Краситель |Конус 1 |Конус 5 |Конус 6 |Конусная пластинка |Красная медь |Кордиеритовая керамика |Кракелюр |Кристаллические глазури |Кристаллизация |Cuerda Seca |Маркировка столовых приборов |Разложение |Дефлокуляция |Деоксилидрация |Дифференциальный термический анализ |Digitalfire Foresight |Digitalfire Insight |Digitalfire Reference Library |Глазурь с ямочками |Глазурь погружением |Глазурь погружением |Мойка в посудомоечной машине |Доломитовый матовый |Drop-and -Обжиг замачивания |Сушка трещин |Эффективность сушки |Усадка при сушке |Dunting |Пылепрессование |Фаянсовая посуда |Высолы |Инкапсулированная морилка |Ангоб |Эвтектика |Быстровоспламеняющиеся глазури |Жировая глазурь |Полевошпатовые глазури |Осветлитель |Огнеупорный кирпич | |Прочность при обжиге |График обжига |Усадка при обжиге |Flameware |Обжиг |Флокуляция |Жидкая глазурь из расплава |Флюс |Безопасность для пищевых продуктов |Кольцо для ног |Метод формования |Соотношения формул |Вес формулы |Фритта |Fritware |Функциональность |Паспорта безопасности GHS |Стекло против .
В керамической промышленности шамотами называют глины, устойчивые к деформации и плавлению при высоких температурах.
Детали
Огнеупорная природная вторичная глина. Шамоты обычно огнеупорны, потому что они содержат высокие концентрации Al 2 O 3 и низкие концентрации флюсов (например, Na 2 O, K 2 O, CaO, MgO). Каолины действительно относятся к сверхпрочным шамотам из-за их чистоты и высокой температуры плавления, однако не используются по другим причинам (плохая пластичность и рабочие свойства, более высокая стоимость). Большинство шамотных глин, как правило, довольно пластичны, что является преимуществом, поскольку они могут поддерживать добавление шамота и наполнителей и при этом хорошо работать в процессе формования. Шариковые глины также являются огнеупорными, и большинство из них можно легко квалифицировать как шамотные (но, как и каолин, они дороже). Многие шаровые глины на самом деле представляют собой рафинированные шамотные глины (с удаленными частицами железа и измельченными до 200 меш). Высококачественные материалы могут быть изготовлены с использованием трехкомпонентной смеси каолин:кремнезем:шаровая глина, она без проблем выдерживает 25% грога, горит белым и очень огнеупорным.
Шамоты представляют собой экономичный материал для производства многих типов огнеупорных кирпичей и огнеупоров (обычно легких). Их примеси в виде твердых частиц и желтовато-коричневое или коричневое горение не являются проблемой в этих приложениях. Пластмассовые шамоты, которые могут выдерживать высокие процентные добавки шамота, но при этом обладают хорошими рабочими свойствами, особенно полезны.
«Качество» шамота, очевидно, измеряется их способностью выдерживать тепло. По нашему опыту, хороший шамот может выдерживать нагрев до пористости 10-12% при конусе 10R (измерено с помощью нашего теста SHAB). Такие материалы имеют относительно низкую усадку при обжиге, т.е. 3-4%, с добавлением грога эту усадку можно сократить вдвое. Это может быть весьма практичным для огнеупоров, предназначенных для работы при температуре 2350°F (1300°C) или выше. На самом деле не так много широко используемых материалов, которые могут это сделать, чаще всего шамоты имеют пористость 4-6% на конусе 10 (усадка при обжиге 5-7%). Такие материалы нуждаются лишь в небольшой добавке полевого шпата, чтобы быть керамогранитом. Большинство шамотов относятся к этому типу. Есть класс «ложных шамотов», которые имеют нулевую нулевую пористость на конусе 10, на самом деле это стекловидные керамические изделия. На самом деле они довольно распространены и чаще всего используются в качестве ингредиентов в керамических глиняных телах.
Истинная рабочая температура шамота лучше всего подтверждается его значением PCE. Говорят, что шамот с PCE 30 — это суперобязанность. Такие материалы обычно содержат 35% или более Al 2 O 3 . Кремнистые шамоты имеют самое низкое содержание Al 2 O 3 , менее примерно 30%. Глиноземистые шамоты могут иметь очень высокое содержание глинозема, даже 60%.
Связанная информация
Как мы можем определить, действительно ли глина является шамотом, не выполняя PCE?
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере
Хотя тест PCE, безусловно, желателен, немногие люди или компании имеют возможность пройти этот тест. Но гораздо более доступный тест SHAB дает данные физических испытаний, которые, возможно, даже лучше. Последний столбец чисел (под названием «ABS» для поглощения) доказывает, что глина справа, мой кодовый номер L4380, очень тугоплавкая. Даже при конусе 10R он имеет абсорбцию 11,3%, а усадка при обжиге всего 3,9%. Откуда я знаю, что пористость конуса 10 11,3% впечатляет для шамота? Потому что я испытал много других шамотов, используя ту же самую процедуру. А глина слева, L4378? Для сравнения, его конус 10R имеет пористость 6,4%, что делает его немного более стекловидным. Но недостаточно, чтобы квалифицировать его как керамогранит (который будет иметь 1-2% абсорбции и 6-7% усадки при обжиге). Кроме того, многие обычные шамотные глины также демонстрируют тот же уровень зрелости, что и L4378. Так это шамот или керамическая посуда? Добавление 10% полевого шпата превратило бы его в керамическую посуду, поэтому его можно назвать «материалом для керамической посуды». Но это «по сравнению» с тем самым тугоплавким L4380. Но, если бы мы сравнили L4378 с любым из обычно продаваемых фальшивых шамотов, то его, безусловно, можно было бы назвать шамотом в сравнении.
Линкольн 60 действительно шамот? Простое физическое тестирование говорит…
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере
Материалы не всегда соответствуют их названиям. Это испытательные стержни Lincoln #60 Fireclay, обожженные при восстановлении конуса 10 (вверху) и от конуса 11 до окисления 6 (сверху вниз). Эта глина уже имеет плотность керамогранита на конусе 7 (пористость 3%, как показывает наш тест SHAB). Он постепенно застекловывается оттуда вверх (пористость менее 3% на конусе 7 до почти нуля % на конусе 9).окисление. На конусе 8 происходит максимальная усадка при обжиге, на конусе 10 он расширяется (свидетельствуя о начале разложения), а на конусе 11 вздувается (плавление герметизирует выход газов разложения). Действительно ли Lincoln #60 шамотный? Точно нет! Но на конусе 6 это заслуживающий доверия пластиковый керамогранит сам по себе!
Тест Skagit Fireclay PSD
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере
Частицы из каждой категории в тесте Skagit Fireclay 9 на распределение частиц по размерам0014
Испытательные бруски Jordan Fireclay
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере.
Конусные 6–10 оксидные (сверху вниз) обожженные бруски для испытания на усадку и пористость.
М-4 Шамотные обожженные бруски
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере.
Конус 10R вверху, конус 11 с окислением внизу.
Шамотные прутки IMCO 400
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере.
Конус 10R вверху, 11 оксидирование и нисхождение внизу. Этот материал, хотя и называется «шамотом», является более мелкозернистым и гораздо более стекловидным, чем то, что обычно считается огнеупорным шамотом. Похож ли он на Lincoln Fireclay (из Калифорнии).
PBX Шамотные испытательные бруски
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере.
Уменьшение конуса 10 (вверху), уменьшение конуса 10 до окисления 6 внизу (сверху вниз). Огнеупорный материал.
Шамотные испытательные бруски Skatgit
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере.
Выстрел из конуса 8-11 и 10-кратного уменьшения (снизу вверх). Огнеупорный материал.
Плитки для лабораторных испытаний шамотной глины Pine Lake
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере
Выстрел на конус 10R (вверху) и 7,8,9,10 окисление (снизу вверх). Огнеупорный материал.
Бурый уголь может стать большой проблемой
Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере.
Пример частиц лигнита в шамоте (Пайн-Лейк), которые оказались на краю сосуда после обработки губкой. Это грубая глина, но если бы она была включена в рецепт керамического изделия, глазурь была бы похожа на проколы.
Ссылки
Глоссарий | Огнеупорный В керамической промышленности огнеупорными материалами считаются такие материалы, которые могут выдерживать высокие температуры без деформации или плавления. |
---|