Подметальная машина своими руками: МЕТЛА НА КОЛЕСАХ | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

Опубликовано

МЕТЛА НА КОЛЕСАХ | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

В «М-К» № 4 за 1982 год была опубликована статья, в которой шел разговор о клубе юного техника при домоуправлении № 8 города Витебска, о забавных и полезных машинах, создаваемых его членами. Среди самых оригинальных устройств упоминалась и механическая подметальная машина МПМ-1.

Она была задумана как средство, облегчающее нелегкий труд уборщиц и дворников. Под руководством В. М. Небожака, возглавляющего клуб, МПМ-1 строили десять школьпи-ков в возрасте от 13 до 16 лет. Эго три Саши — Людви-ков, Одноруков и Слемнев, Костя Абрамов, Гриша Алексеев, Эдик Зубрицкии, Сережа Разумов, Дима Рощин, Андрей Сочивко и Витя Харитоненков. Все они стали обладателями медалей «Юный участник ВДНХ СССР», так как их механическая метла произвела должное впечатление не только на республиканской выставке, но и в Москве, на главной выставке страны.

ПРОСТО, КАК ДВАЖДЫ ДВА

«Но это же пылесос!» — именно гак воскликнул кто-то из присутствующих на первом испытании только что склепанной и еще не окрашенной МПМ-1. Опробование проводили прямо в мастерской клуба на замусоренном за время занятий полу.

Прокатили машину туда-сюда и ахнули: за ней пи соринки, даже из щелей между досками выметено дочиста! Подсчитали: за час с помощью МПМ-1 можно убрать помещение или открытую площадку размером 50X50 м — две с половиной тысячи квадратных метров. Вручную веником или метлой такое вряд ли возможно!

Должен признаться, что, когда машину раскрыли и показали се устройство, поначалу возникло чувство легкого разочарования. МПМ-1 виделась сложным агрегатом, начиненным хитрой механикой. Но внутри оказались лишь барабан со щетками да бункер с пылью. Действительно, все просто, как дважды два. К тому же многие детали машины выглядели знакомыми, уже не раз встречавшимися.

Механическая подметальная машина:

1 — откидная рукоятка привода, 2 — колесо, 3 — винт подъема щеточного барабана, 4 — опоры откидной рукоятки, 5 — резиновая опора ручки капота, 6 — ручка капота, 7 — ручки контейнера, 8 — капот, 9 — винт подъема бордюрной щетки, 10 — защитный кожух, 11 — водило, 12 — переднее колесо, 13 — боковые резиновые манжеты, 14, 15 — скобы для переноски машины, 16 — сетка фильтра, 17 — бордюрная щетка, 18 — ролик, 19 — ось консоли бордюрной щетки, 20 — клиновидный ремень привода, 21 — шкив, 22 — накидной замок, 23 — резиновый клапан-подберщик.

Так оно и было на самом деле. В. М. Небожак дотрагивался до той или иной детали и называл: звездочки, цепь, колеса — от детского велосипеда, только спицы сняты и заменены дисками от электропроигрывателей, шкив — от стиральной машины; шестерни — от большой ручной дрели; откидная рукоятка привода и элементы каркаса (трубы и уголки) — от раскладушки и детских санок; а вот здесь в конструкции корпуса использованы элементы уличных светильников, мотоциклетных крыльев, хлебница, листовой алюминий; бункер вырезан к склепан из цинкового корыта; переднее колесо — от грузовой тележки; все ручки — оконные; скобы и накидные замки — от ящиков с приборами; сетка пылевого бункера — от акустической колонки; и наконец, щетки — для подметания полов.

ИТАК, НОНСТРУКЦИЯ

Шасси МИМ-1 трехколесное. Все колеса независимы друг от друга, хотя задние и сидят на одной оси. Правое — приводное. При движении шкив с помощью клиновидного ремня через систему роликов, спрятанных в консоли, передает вращательный момент бордюрной щетке, и та отбрасывает мусор от плинтусов или бордюра на ход перед машиной. Скорость вращения этой щетки зависит от темпа передвижения самой машины, а сила трения о пол — от высоты щетки над ним, регулируемой винтом на консоли. При необходимости бордюрную щетку можно исключить из работы, отведя консоль в вертикальное положение.

Внутри машины есть щеточная каретка. Она состоит из двух щек — алюминиевых пластин, соединенных по бортам четырьмя горизонтальными трубами. Две верхних играют роль каркаса, нижних — оси: на одной поворачивается каретка (здесь же сидят еще колеса и большая звездочка), на другой вращается щеточный барабан. Эти оси — в подшипниках.

От приводного колеса звездочка цепью передает движение на промежуточный блок, а от него щеточному барабану. За один оборот колеса последний прокручивается четыре раза.

Устройство МПМ-1:

 

1 — верхняя обшивка, 2 — щека щеточной каретки, 3 — механизм подъема щеточного барабана, 4 — боковая обшивка, 5 — съемный контейнер, 6 — штырь-фиксатор (2 шт.), 7 — кронштейн водила переднего колеса, 8 — передняя стенка бункера, 9 — бункер, 10 — задняя стенка, 11 — резиновый клапан-подборщик, 12 — шестерня щеточного барабана, 13 — щеточный барабан, 14 — промежуточный блок шестерня-звездочка, 15 — цепь, 16 — ведущая звездочка, 17 — задняя резиновая манжета, 18 — трубка каркаса.

Барабан состоит из уголкового каркаса с закрепленными на нем 12 щетками. Сила трения их ворса о пол регулируется механизмом, винт управления которым выведен на корпус машины.

В передней части МПМ-1 находится съемный контейнер. Он устанавливается на три швеллерных кронштейна и фиксируется двумя штырями, вставленными в один из них. Сверху контейнер закрывается капотом, который удерживается на месте накидными замками. В нижней части контейнер имеет пылевой бункер емкостью в полтора ведра, нишу для переднего свободно ориентирующегося колеса и резиновый клапан-подборщик. Последний установлен наклонно и, пропуская мусор под собой при движении машины, служит совком для щеточного барабана, забрасывающего мусор в бункер. При этом воздух, гонимый щетками, выходит через сетку капота. Под нее подложен байковый фильтр, поэтому даже мельчайшая пыль не проникает наружу. Снизу рабочий объем машины герметизируют резиновые манжеты — боковые и задняя.

Весит МПМ-1 всего 25 кгс, что позволяет двум подросткам без труда переносить ее.

А. ТИМЧЕНКО

Тут можете оценить работу автора: