Архивы Стиль нео-классика — Декорри
Спальная зона у окна отделена от зоны кухни-гостиной реечной перегородкой. Дизайн интерьера Кристина Заяц
Read More
Концепт перепланировки и оформления однокомнатной квартиры. Стиль интерьера — нео-классика. Площадь 35,5 кв.м. Дизайн интерьера Александра Гартке
Read More
После перепланировки под спальню отвели пространство у окна и лоджию. Получилось интересно и функционально. Дизайн интерьера Марианна Катаева
Read More
Существуют сочетания цветов, неподвластные времени. Даже если они выходят из моды на короткое время, то очень скоро вновь возвращаются в новых формах. Одним из таких феноменов является сочетание белого цвета с различными оттенками синего. Почему…
Read More
Мягкий, нежный мятный цвет все чаще используется дизайнерами в современных интерьерах как элемент, привносящий в современные дома и квартиры загадочную и интригующую атмосферу. Он придает даже простому интерьеру немного шика и подчеркивает его характер….
Read More
Эта трехкомнатная квартира в старом, но качественном фонде Москвы, оформлена в неоклассическом стиле дизайнерской Студией Дениса Серова. Здесь определенно есть чем вдохновиться — решения дизайнеров удивляют своим разнообразием и в то же время очаровывают…
Read More
Белый и синий — это сочетание, которое всегда можно использовать с отличным эффектом. Фото Pinterest.com
Read More
Эта статья о том, как дизайнеры из бетонной коробки двухкомнатной квартиры в Санкт-Петербурге создали очень интересный интерьер с помощью сдержанной базы и красивых цветных акцентов. Квартира имеет площадь 54 кв.м. и изначально её хозяева…
Read More
Эта крошечная квартира (всего 24 кв. м., а с лоджией — 27 кв.м.) расположена в Санкт-Петербурге. Жилая часть квартиры составляет всего 16 кв.м, но благодаря высокому потолку и неординарным решениям, дизайнеры Яна Грошева и Диана…
Read More
Пара средних лет поставила перед дизайнерами не простую задачу — на 46 кв.м. их однокомнатной квартиры разместить отдельную спальню, сохранить кухню и лоджию, разделить совмещенный санузел на ванную и туалет, а также создать небольшую…
Read More
Дизайнеры
Студия интерьера Дениса Серова 245
Спроектируем жилой интерьер квартиры. Сделаем планировку, эскизы 3D, строительные чертежи, комплектацию и смету
Artmoydom@mail. ru
Дизайны
Премьер Гарден 151
Premier Garden — это кухни и мебель на заказ. Мы не нагромождаем наш офис выставочными образцами, а следовательно, не включаем их стоимость в ваши заказы. Материалы и весь спектр цветов вы можете посмотреть вживую в наших каталогах (огромный выбор материалов, более 600 цветов и фактур, разнообразная…
Дизайны
FlatArts 128
Творческое объединение-Дизайн-студия FlatArts — предлагаем комплексные услуги в области дизайна интерьера, ремонта и отделки квартир, загородных домов и общественных помещений в Санкт-Петербурге.
Шляпова Наталья — руководитель и ведущий дизайнер студии «FLATarts». Имеет о…
Дизайны
Частный дизайнер Интерьера 125Частный дизайнер Интерьера г. Санкт-Петербург и др.
-Полный дизайн-проект
-Рабочая документация
-Комплектация
-Авторский надзор
-Ремонт и Строительство
Дизайны
Гермес-искусственный камень, ООО 64
Компания «Гермес» – сертифицированный обработчик искусственного камня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Компания специализируется на изготовлении по эскизам, чертежам, дизайн-проектам кухонных столешниц, рабочих поверхностей, столешниц в ванную, раковин, моек, барных…
Дизайны
Дизайн-студия МОСТ 42
Дизайн — студия «MOST» специализируется в области проектирования зданий, ландшафтного дизайна и дизайна интерьеров. Реализация объектов ПОД КЛЮЧ.
Наша студия имеет большой опыт работы не только с частными клиентами, но и с крупными строительными и проектными организациями, муниципал…
Дизайны
Студия «Премиум дизайн» 42
Дизайнер интерьеров.
ул. Есенина д 1 к1
тел. 3747750
Планировочные решения, полный комплект документации для строителей,
эскизные отрисовки, подбор материалов, комплектация мебелью, авторский надзор.
Полное сопровождение проекта. Проектирование и производство меб…
Дизайны
Студия современной архитектуры Анны Черноокой 23
Продажа типовых проектов
Индивидуальное проектирование
Реконструкция зданий и сооружений
Дизайн интерьеров
Ландшафтный дизайн
Дизайнерская мебель
Работаем по городам России, Украины, РБ
Дизайны
дизайн-студия «Арт-Деко» 21
Архитектор по образованию, дизайнер частных интерьеров, занимаюсь так же декорированием уже готовых интерьеров, дополняю образ текстилем и индивидуальным декором. Муж мой занимается реставрацией мебели и перекраской ее в другой цвет, с дополнением декоративных эффектов. Поэтому в паре мы — практики.
Дизайны
Zebra3ds 21
Наша студия занимается 3D моделирование, анимацией и визуализацией интерьеров.
Дизайны
История искусства: русский импрессионизм
Как зародился русский импрессионизм
Вскоре после подъема французского импрессионизма, который начался в 1860-х годах, их стиль импрессионистской живописи был немедленно скопирован русскими. Однако только в конце 1880-х годов картины русского импрессионизма появились в галереях.
Первыми художниками, представившими картины русского импрессионизма, были Валентин Серов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Николай Фешин и Илья Репин. Одна из первых официальных выставок русского импрессионизма состоялась в Москве и была организована Московским обществом любителей художеств в декабре 1888 года. Валентин Серов получил первую премию за «Девушка с персиками» (1887), Коровин получил вторую премию за жанровую картину с «За чайным столом» (1888), а Исаак Левитан получил вторую премию за пейзаж с «На Волге». Вечерний водопад (1888). Художники русского импрессионизма, писавшие в конце 1800-х и начале 1900-х годов, были хорошо образованы, много путешествовали и находились под сильным влиянием импрессионистов из Европы.
Развитие русского импрессионизма
Когда большинство людей думают о русском искусстве, на ум приходят образы пропагандистских плакатов и роскошное великолепие России. Однако русские художники внесли огромный вклад в импрессионистическое и реалистическое искусство. По сравнению с Европой импрессионизм получил сложное развитие в России в 1860-1819 гг.30. В этот период художники сочетали множество разных стилей — впоследствии произведения русских импрессионистов и постимпрессионистов часто подпадали под другие жанры искусства, включая сезаннизм, неопримитивизм и русский символизм.
Вклад России в движение импрессионизма представлен в Музее русского импрессионизма, где выставлены оригинальные работы лучших художников русского импрессионизма. Постоянная коллекция музея состоит из более чем семидесяти произведений искусства выдающихся русских художников, таких как Константин Коровин, Игорь Грабарь, Константин Юон, Петр Кончаловский и Юрий Пименов, а также избранные произведения Бориса Кустодиева и Валентина Серова. Картина ниже написана Титом Дворниковым, художником-самоучкой, одаренным от природы, который учил других.
У моря Тита ДворниковаИмпрессионизм был широко представлен в России. Художники 19-го и начала 20-го веков изучали импрессионистские художественные течения в Европе и копировали их мотивы — изображение реальной жизни, природы и света было важной формой выражения в России.
Живопись на пленэре и этюдный стиль привели художников к мотивам, выражающим беззаботность современного отдыха в импрессионистических, залитых светом интерьерах, побуждающих к отходу от старых сюжетов русского искусства. Исследования световых эффектов в интерьерных сценах и в натюрмортах привели к новому пониманию этих малоизвестных в московской академии жанров.
В семейных портретах и картинах русские художники писали их более честно и с большей глубиной чувства, создавая свой стиль импрессионизма. Национальная идентичность была так же важна, как и отношение к традиции реализма. Импрессионизм, с его акцентом на спонтанное выражение и современность, дал новые способы выражения этого.
Таким образом, русские импрессионистские картины обладают особым чувством, и от этих картин исходит ощущение радостной и трагической русской культуры и наследия. Дословный перевод импрессионизма на французский язык сильно отличается от русского перевода, что совершенно очевидно при сравнении стилей. Французы интерпретируют его как впечатление времени, настроения и света. Русский перевод означает печаль, поэтому их картины больше о чувствах, семье и поэзии.
Такие художники, как Илья Репин, считали, что русский народ хотел, чтобы художники изображали настоящую русскую жизнь. Художники, которым это удалось, стали знаменитыми, национальным достоянием. Сенсацией, например, стала картина Валентина Серова «Девушка с персиками «. Изображение русской деревенской жизни было важно в культурном и эмоциональном плане для русской души. Живые художники Исаак Левитан сделали это замечательно. Знаменитые братья Алексей и Сергей Ткачёвы создали потрясающие работы.
Самые знаковые ранние русские импрессионисты
Вот некоторые из наиболее известных художников ранней эпохи русского импрессионизма.
Константин Коровин (1861 – 1939)
Один из самых выдающихся русских импрессионистов, Коровин черпал вдохновение во время своего пребывания в Париже, где, по сути, и родился этот жанр. Французской столице художник посвятил множество картин: «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» входят в их число.
Валентин Серов (1865 – 1911)
Мастер психологического портрета, Серов был чрезвычайно популярен в элитных кругах. Он сделал несколько портретов семьи Романовых. Серов прославился после того, как его картины «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка в солнечном свете» (1888) были показаны публике. Его портреты отличаются изображением души субъекта.
Николай Фешин (1881-1955)
Фешин стал известным художником в двух странах: на родине в России и в США, где он прожил почти 30 лет. В Америке он был известен своими портретами коренных индейцев, а в России и изображением быта.
Сегодня его картины продаются на аукционах за копейки, превышающие миллионы долларов. Работа Фешина «Маленький ковбой», проданная в 2010 году за 6,9 млн фунтов стерлингов, сделала художника одним из самых дорогих художников России.
Владимир Баранов-Россине (1888–1944)
Художник начал свою карьеру с создания ряда импрессионистских работ, но позже Баранов-Россине увлекся орфизмом и даже создавал так называемые политехнические скульптуры из органических и неорганических материалов. . После окончания Петербургской Академии художеств художник отправился в Париж и поселился в богемном квартале у Марка Шагала и Амедео Модильяни по соседству. Его импрессионистские натюрморты — самые элегантные.
Петр Кончаловский (1876 – 1956)
Страстный поклонник Поля Сезанна и поклонник европейской культуры, Кончаловский искал свое призвание в различных направлениях искусства, таких как импрессионизм, постимпрессионизм и кубизм. Он запечатлел красоту природы в своих натюрмортах из цветов. Подобно Ренуару, живописец считал, что «боль проходит, а красота остается», стараясь запечатлеть положительную сторону жизни.
Как развивался русский импрессионизм
В отличие от импрессионизма во Франции и США, русский импрессионизм продолжал развиваться на протяжении всего ХХ века. Первоначальные импрессионисты учили следующее поколение, которое, в свою очередь, учило последующие поколения. В настоящее время существует множество современных русских импрессионистов, которые до сих пор рисуют на пленэре, как оригинальные импрессионисты, и той же манерой письма. Однако их картины развились, чтобы больше использовать свет и цвет, а также использовать другие методы для разработки нового стиля искусства.
Современные русские импрессионисты
Вот несколько художников, хорошо известных в современном движении русского импрессионизма.
Бато Дугаржапов (1966– )
Цветы, Бато ДугаржаповБато Дугаржапов родился в г. Дулдурга Читинской области Сибири. Учился в Московском художественном училище, окончил Московский художественный институт имени Сурикова. Член Московского союза художников, живет и работает в Москве.
Ключевой силой творчества Дугаржапова является его превосходное сочетание музыки далекой и музыки близкой. Композиции всегда очень сильные, с интересным расположением форм и красивой цветовой гармонией. Он использует много видов контраста: контраст деталей, контраст температуры , и контраст толстого и тонкого. Картины обычно написаны в средних тонах с несколькими темными акцентами, а иногда и в высоком ключе, чтобы подчеркнуть ощущение сильного солнечного света.
Он один из очень немногих художников, которые могут довести репрезентативную картину до абстракции и при этом сделать ее реалистичной. Другим живописцем, которому удалось добиться этого, был Федор Жакаров, но с не совсем такой же степенью цветовой гармонии.
См.: Искусство Бато Дугаржапова
Денис Саражин. Украинская художественная академия. Эта престижная национальная награда присуждается только элитной группе выпускников всех ведущих художественных учебных заведений страны. С 2007 года член харьковской секции объединения Союза художников Украины.
Работа Саражина характеризуется сильным абстрактным дизайном с красивыми цветовыми гармониями. Красивый цвет исторически был сильной стороной украинских художников, начиная с 20 века, и приятно видеть, что эта традиция продолжается у современных художников.
Ованес Берберян (1951 – )
Берберян – русский армянин, получивший начальное художественное образование под руководством своего русского отца, который был членом Общества армянских художников, а также театральным сценографом и профессор колледжа искусств. Когда он переехал в США в 19В 77 лет он учился у Сергея Бонгарта, который родился в Киеве на Украине и изучал искусство в Киеве, Праге, Вене и Мюнхене, прежде чем эмигрировать в Соединенные Штаты.
Глубокое понимание Берберяном оттенков, значений и цветовых отношений делает его востребованным не только коллекционерами, но и студентами, которые приезжают из ближнего и дальнего зарубежья, чтобы получить возможность посетить один из его семинаров. В основном он пишет на пленэре, но некоторые из своих крупных работ он делает в студии.
Он недвусмысленно утверждает, что в живописи самое главное — цветовая гармония. Использование Берберяном цвета в сочетании с его динамичным живописным стилем оживляет каждый пейзаж и натюрморт, затрагивая струны глубоко внутри зрителя.
Вероника Лобарева
Вероника Лобарева — замечательная современная русская не-импрессионистка с замечательным чувством цвета и дизайна. Вы можете увидеть больше ее работ в нашем профиле Вероники Лобаревой
Купец из Москвы, влюбившийся в парижский авангард
Из февральского выпуска 2021 года Apollo . Предварительный просмотр и подписка здесь.
К концу XIX века возникли заметные трения между старосветским дворянством России и ее купеческими миллионерами. Дворянство снисходительно относилось к дерзким новым капиталистическим бизнесменам за их незнание этикета, но завидовало их богатому образу жизни, осознавая, что их узурпируют. Этот процесс ускорился с появлением поколения, достигшего совершеннолетия в 189 г.0 с. Внезапно появились десятки молодых людей, рожденных в большом богатстве, которые также были образованными и глубоко культурными и часто были первыми членами своих семей, посещавшими элитные школы и университеты. Таковы были Сергей Щукин и Иван Морозов, которые в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, накопили частные коллекции современного французского искусства такого качества, что им не было аналогов нигде в мире, даже в Париже. Хотя коллекционирование Щукина резко прекратилось в 1914 году, Морозов продолжал еще три года, подражая привычке своего покойного брата Михаила одновременно коллекционировать современное русское искусство.
Не случайно коллекции Щукина и Морозова были основаны в Москве, которая до революции 1917 года была одним из самых динамичных и перспективных городов мира. До середины XIX века Москва считалась старомодной и провинциальной во многом заслуженной. В отличие от более светского Санкт-Петербурга, дома имперской бюрократии и аристократической элиты, «Богородица Москва» оставалась религиозным сердцем России, известным своими сотнями церквей, яркими восточными красками и ультраконсервативным купечеством. Однако после реформ Александра II город быстро превратился в промышленный центр, более известный как «Ситцевая Москва» из-за его процветающих предприятий по производству текстиля. Удушливый мир патриархальной деспотии начал исчезать в 1860-х годах, когда хлопчатобумажные фабрики Павла Третьякова, например, начали приносить огромные прибыли, что позволило ему вкладывать средства в русское искусство (позже он основал то, что сегодня является Третьяковской галереей). . К концу века Москва была бурно развивающимся, насквозь европеизированным мегаполисом, полным творческой энергии. Для русских купцов всегда было делом веры заниматься широкомасштабной благотворительной деятельностью, но прибыль от их процветающего бизнеса теперь также вкладывалась в прогрессивные культурные предприятия, поскольку меценатство стало нормой, а не исключением. Трое братьев Сергея Щукина стали коллекционерами.
Морозовы были самой знаменитой из многих московских купеческих династий. Разросшаяся семья стойких старообрядцев и колоритных персонажей, сочетавших набожность с увлечением современными технологиями, создали свою огромную империю в 1850-х годах, когда бывший крепостной предприниматель Савва Первый поделил свой текстильный бизнес между пятью сыновьями.
Тимофей, который впоследствии стал самым крупным промышленником России, был самым молодым и самым способным. Оба его сына, выпускники Московского университета, стали меценатами. Савва («Второй») вложил десятки тысяч рублей в Московский Художественный театр, основанный в 189 г.8, а Сергей предоставил бедному пейзажисту Исааку Левитану условия для написания шедевров и основал музей традиционных крестьянских ремёсел. Как и их двоюродные братья Савва и Сергей, Михаил и Иван Морозовы были с разницей в возрасте в год, но родились на десятилетие позже, в начале 1870-х годов (что делало их современниками Сергея Дягилева, который, как типичный петербургский дворянин, был их противоположностью). Они были правнуками Саввы Первого — отпрысками его среднего сына Абрама, унаследовавшего семейную хлопчатобумажную фабрику в Твери. Последние годы их детства прошли в роскошном новом особняке недалеко от Кремля, построенном их грозной овдовевшей матерью, известным меценатом. Она позаботилась о том, чтобы дать своим сыновьям превосходное образование, в результате чего на два года подающий надежды «русский импрессионист» Константин Коровин давал Михаилу и Ивану еженедельные уроки рисования.В лодке (1888), Константин Коровин. Courtesy Третьяковская галерея, Москва
Михаил, старший брат, первым начал коллекционировать искусство, будучи 19-летним студентом университета в 1889 году. Следующие 10 лет он потратил на покупку русских картин, прежде чем стать завсегдатаем ведущих парижских коллекционирование началось всерьез, когда он получил свое значительное наследство в 1891 году. В том же году он женился на Маргарите Мамонтовой, чье изящество и утонченность уравновешивали его изобилие нувориша, и переехал с ней в дом, пустые стены которого взывали к искусству. Сообразительный и импульсивный, он вскоре развил проницательный взгляд, покупая важные работы молодого поколения московских художников, такие как «9 Коровина».0123 В лодке и Левитана Свежий ветер. Волга , построенная в 1888 и 1895 годах соответственно. Ни один из художников не был ренегатом, но в контексте замкнутого и консервативного художественного мира России, где доминировали Императорская академия в Санкт-Петербурге и националистическая Ассоциация передвижных выставок, продвигавшая догматический реализм, они предложили что-то новое. Затем Михаил Морозов тяготел к Валентину Серову, еще одному молодому таланту, возглавившему атаку против истеблишмента, которому он поручил написать свой портрет. Он также смело стал одним из первых покровителей пресловутого Михаила Врубеля, чей оригинальный, экспериментальный стиль обычно клеймился как декадентский.
Маргарита Морозова (крайняя слева) с детьми и другими в 1903 году, на фоне портрета Михаила Морозова работы Валентина Серова (1902)
Иван также начал свою коллекцию с русского искусства, купив свой первый пейзаж в 1891 году, прежде чем отправиться получать степень в области естественных наук в Цюрихском политехническом институте. Гораздо более сдержанный и трезвый, чем его яркий старший брат, он продолжал пополнять свою скромную коллекцию после того, как вернулся домой и взял на себя семейный бизнес. В студенческие годы в Швейцарии он был увлеченным пейзажистом-любителем, но обременительные обязанности на Тверском текстильном комбинате оставляли ему мало времени для неторопливых занятий. Михаил не проявлял никакого интереса к семейному бизнесу, как и их младший брат Арсений. Известный чудак, страстно увлекавшийся охотой и собаководством, в конце 189В 0-х годах он занялся строительством мавританско-готического замка рядом с классическим особняком своей матери. Вдохновленный псевдосредневековым дворцом Пена в Португалии, он точно воспроизвел его мешанину стилей, добавив фасад, заимствованный из Дома ракушек в Саламанке. Здание выглядело абсурдно неуместным в центре Москвы и вызвало всеобщие насмешки еще до того, как было завершено.
Михаил Морозов начал совершать регулярные художественные экспедиции в Париж в 1898 году, одновременно с Сергеем Щукиным, который был на 16 лет старше. Он никогда полностью не отказывался от своих эклектических вкусов, но после покупки работ Родена и Коро у Поля Дюран-Рюэля стал более авантюрным. В 1900, за три года до Щукина, он стал первым русским коллекционером, купившим картину Гогена ( La Pirogue , 1896), а вскоре последовала вторая таитянская работа, которая также поступила из галереи Амбруаза Воллара. В 1901 году он стал первым русским коллекционером, купившим картину Ван Гога ( La Mer aux Saintes-Maries , 1888). В течение нескольких лет в его коллекцию вошли картина Ренуара «Портрет мадемуазель Жанны Самари » (1878 г.), купленная в галерее Бернхейм-Жен, а также работы Моне, Дега и Тулуз-Лотрека. Он также был единственным русским коллекционером своего времени, купившим произведение Мунка. Белая ночь. Картина «Аасгардстранд» («Девушки на мосту») (1903) была куплена в Салоне Независимых за несколько месяцев до смерти Михаила Морозова в 1903 году в возрасте 33 лет, не сумевшего обуздать свою беспутную жизнь. В последние годы своей жизни он начал покровительствовать космополитическим выставкам в Санкт-Петербурге, с помощью которых Дягилев пытался модернизировать русскую художественную жизнь, проявляя особый интерес к творчеству Константина Сомова. В своем некрологе Дягилев с любовью вспоминал экстравагантного москвича Михаила Морозова, полного энергии и радость жизни .
La Mer aux Saintes-Maries (1888), Винсент Ван Гог. С разрешения Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
В то время как Михаил Морозов все больше увлекался артистическими повстанцами в Париже, Иван оправлялся от неприятных встреч с политическими радикалами на заводе в Твери. Революционное движение начало набирать обороты, и в 1897 году ему пришлось столкнуться со своей первой забастовкой. Несмотря на школу, больницу и другие благотворительные учреждения, основанные его матерью, условия труда для 7000 служащих, большинство из которых жили на месте в казармах из красного кирпича, оставались эксплуататорскими. После второй забастовки в 189 г.9 сентября Иван решил вернуться в Москву и вести бизнес издалека, поселившись в элегантном особняке на Пречистенке, одной из самых аристократических улиц города. Здесь тоже было много пустых стен, на которые можно было повесить картины, особенно после того, как модный архитектор Лев Кекушев заменил барочные интерьеры более сдержанным дизайном. На первом этаже сложилась Морозовская галерея французского искусства; Отдельно на первом этаже хранилось русское искусство.
Музыкальный салон в особняке Ивана Морозова на Пречистенке, Москва, д. L’Histoire de Psyché панно Мориса Дени, опубликовано в журнале Apollon в 1912 году. Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Следующие пару лет Иван вел себя сдержанно, но тоже был жизнелюбом. Он всегда избегал показного образа жизни своего брата, но теперь встал на его место в качестве коллекционера, разделяя его вкусы в русском искусстве. С 1904 года он начал совершать регулярные поездки два раза в год в Париж, чтобы посетить Салон Независимых и Осенний Салон, а также посещать дилеров и мастерские отдельных художников. Именно после того, как он предоставил некоторые работы на ретроспективную выставку русского искусства, организованную Дягилевым в Осеннем салоне в 1906, что Морозов попал в точку. После того, как он был награжден орденом Почетного легиона и стал почетным членом Салона, он поручил Морису Дени написать 13 панно на тему Психеи для Музыкального салона своего дома (которые были установлены художником в 1909 году). В 1907 году, через четыре года после рождения дочери, он наконец осмелился жениться на Евдокии, хористке, с которой познакомился в популярном московском ночном клубе, и был готов купить своего первого Сезанна, который стал его любимым художником. В 1908 году он купил 9 картин Ван Гога.0123 Le Café de Nuit (1888 г.) на одной из первых выставок французского и русского авангарда в Москве, а в 1910 г. он поручил Боннару, еще одному любимому художнику, написать триптих – La Méditerranée – на лестницу своего дома. В том же году он вслед за братом поручил Серову написать свой портрет. Приземистая фигура Морозова классно изображена сидящей за столом на фоне работы Матисса « Фрукты и бронза », завершенной ранее в 1910. Именно его влиятельный старший соперник Сергей Щукин познакомил его с Матиссом, у которого Морозов заказал Triptyque Marocain , написанный в 1912–1913 годах во время долгого пребывания в Танжере. Два текстильных магната поддерживали дружеские отношения, но были очень разными характерами, и Иван Морозов в основном шел своим путем.
Triptyque Marocain: Zorah sur la Terrasse (центральная панель) (1912–1913), Анри Матисс. С разрешения Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; © Секвенс Х. Матисс
Письмо (1913 г.) Анри Матисса Ивану Морозову с описанием и сопровождающим эскизом панно Triptyque Marocain . С разрешения Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; © Усадьба Ивана Морозова
Если Щукин был переменчив и любил вызов крайнего авангарда, то Морозов был методичен (вел дотошный учет) и просто покупал то, что ему нравилось. Щукин следовал своей интуиции, а Морозов с удовольствием полагался на надежных советников. Серов был одним из них; другим был критик Сергей Маковский, написавший первую разоблачительную статью о собрании Морозова французского искусства для петербургского журнала 9.0123 Аполлон в 1912 году. В отличие от Щукина, открывшего свою коллекцию публике, Морозов держал свои двери наглухо закрытыми для всех, кроме избранных. Его подход к коллекционированию также был гораздо более систематическим. Когда Маковский вздрогнул от пустого места в конце стены, увешанной Сезаннами, Морозов объяснил, что все еще ищет нужное произведение позднего периода творчества художника. В итоге у него будет 18 картин Сезанна (на 10 больше, чем у Щукина), охватывающих все этапы его творчества. Морозов первым привез в Россию картину Пикассо, когда купил Les Deux Saltimbanques (1901) в 1908 году, но впоследствии он приобрел только два других. Как и Acrobate à la Boule (1905), ранее принадлежавший Штейнам, Портрет Амбруаза Воллара (1910) был куплен в 1913 году и был единственной кубистической работой в его коллекции, хотя и очень прекрасной. (Щукину, напротив, принадлежало 50 Пикассо). Схожую тенденцию можно обнаружить в собрании Морозова русского авангарда, взорвавшего жизнь в Москве в 1910. Он с удовольствием покупал, например, работы Ларионова и Гончаровой, но абстрагировался, считая Кандинского и Малевича слишком крайними.
Щукин и Морозов оба покинули революционную Россию вскоре после того, как их художественные коллекции были национализированы и открыты для публики как Музеи западного искусства, номера 1 и 2 (Морозов первоначально был назначен «заместителем директора» в своем бывшем доме и выделил три комнаты для жить со своей семьей). Морозов умер в Карлсбаде в 1921 году в возрасте 49 лет., а через несколько лет его собрание русского искусства было передано в Третьяковскую галерею. В конце 1927 года Альфред Барр, будущий директор МоМА, совершил исторический визит в Москву и был поражен качеством бывших коллекций Щукина и Морозова. В 1929 году европейская живопись была объединена в Государственный музей нового западного искусства в бывшей резиденции Морозова, на только что переименованной улице Кропоткина, но само обилие произведений (например, 19 Моне, 29 Гогенов, 50 Матиссов) теперь означало, что было слишком много для публичного показа. После этого целостность коллекций была утрачена. Четыре картины, в том числе 9 Ван Гога. 0123 Le Café de Nuit , были куплены американским бизнесменом Стивеном Карлтоном Кларком в 1933 году в рамках тайной советской операции по сбору иностранной валюты, а десятки работ были безапелляционно отправлены в Эрмитаж в Ленинграде, в том числе две части картины Матисса . Triptyque Marocain . Взамен старые мастера были привезены из Эрмитажа в Москву, чтобы поднять престиж новой столицы.
La Femme au Fruit (1893), Поль Гоген. Фото: © Государственный Эрмитаж, 2020
В 1948 году, в разгар ждановской антикосмополитической кампании, Сталин подписал приказ о закрытии на постоянной основе Государственного музея современного западного искусства на том основании, что пропаганда иностранного, буржуазного, формалистического искусства политически вредна для советского массы. Сотрудникам дали 15 дней на то, чтобы передать наиболее важные произведения в Пушкинский музей (так теперь назывался бывший Московский музей изобразительных искусств, несмотря на отсутствие связи с поэтом, после столетия со дня его смерти). Только благодаря вмешательству Антонины Изергиной, куратора 19западной живописи XX века в Эрмитаже, что сотни других картин, особенно наиболее авангардных (и, следовательно, политически более рискованных), были спасены и вывезены в Ленинград.
Коллекции снова стали выставляться после смерти Сталина в 1953 году, а три части Матисса Triptyque Marocain были окончательно воссоединены в 1968 году. Однако никаких указаний на происхождение не было. По политическим причинам имя Морозова даже не упоминалось до новаторской выставки Пушкинского музея «Москва-Париж» в 19 веке.81. Выставка была детищем грозного директора музея Ирины Антоновой, которая умерла в ноябре 2020 года в возрасте 98 лет. Зная, что Щукин и Морозов хотели оставить свои коллекции городу Москве, как и Третьяков, Антонова пожелала страстно стремилась воссоединить их, и ее замечательный 52-летний срок пребывания в должности резко закончился в 2013 году после того, как ее обращение к президенту Владимиру Путину осталось без внимания.