Валек. Поволжье, первая половина XIX в. : Егорьевский историко-художественный музей
Девять из десяти хозяек в старину в один голос назвали бы стирку белья самой хлопотной и неблагодарной домашней работой. Как говорили в народе, совсем не варило (стряпня) бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками. Муж на то и муж, чтобы однажды явиться домой совершенно грязным: еще утром, казалось бы, надел чистейшую сряду (одежду), а к вечеру она уже «присеки огня» (очень грязная). В таких случаях наших прабабушек всенепременно выручал валёк-колотушка – вещь в хозяйстве незаменимая: им можно было и неряшливого муженька поколотить для науки, а лучше всего, вздохнув глубоко и прихватив «уделанные» порты, бежать на речку, чтобы отстукать их до прежней чистоты. Недаром прачек в старину называли «портомойками». Да и само слово «прачка» означает, что белье во время стирки не просто слегка треплют, кое-как полощут, а именно прут (жмут, давят, колотят вальком), прилагая значительные физические усилия.
Действительно, сколько сил и труда надо было положить, чтобы белье и одежда вновь засияли чистотой! И это в те времена, когда не было еще ни стиральных порошков, ни мыла, ни стиральных машин. Грязь из белья тогда, в буквальном смысле слова, выколачивали вальком. Это приспособление было повсеместно распространено на Руси, правда, в разных местах называлось по-разному: чаще всего валек, колотушка, но в иных местах и варта, и лапта, и портомойник, и пральник. Как правило, вальком пользовались при стирке грубых вещей: мешков, половиков, постельников, стеганых одеял, фуфаек и все тех же мужниных портков. Использовали валек следующим образом. Белье, сильно намоченное стиральным раствором или водой (при полоскании), укладывали комом на мостки на речке. Брали валёк за ручку и ударяли нижней его поверхностью по кому белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость. Затем белье прополаскивали в стиральном растворе или воде и повторяли выколачивание белье до тех пор, пока оно не станет чистым.
Стирка белья исконно была чисто женским делом, более того, стирка стала одной из первых женских профессий. С ранней весны до глубокой осени стирали женщины в проточной воде на открытом воздухе, стоя на коленях, на деревянных мостках. Обычно у каждой деревни были свои излюбленные места на реке, где в урочный час собирались деревенские бабы и за разговорами о семейном житье-бытье незаметно для себя отстукивали каждая свои грязные вещи. Так, мостки эти зачастую превращались в своего рода женский, клуб, где, под шлепанье мокрого белья, происходил интенсивный обмен новостями.
У рачительных хозяек прошлого было в запасе немало интересных «безмыльных» рецептов стирки. Так, если белье от долгого употребления теряло свою первоначальную белизну, его помещали на два-три дня в кислое молоко. Для стирки повсеместно использовали отвар фасоли, «картофельную» воду (картофель натирали на терке и вливали в тепловатую воду). Находил применение у прачек и яичный желток, которым перед стиркой натирали пятна на шерстяной одежде.
Можно сказать, что процесс стирки в те далекие времена, несмотря на свою трудоемкость, напоминал настоящее священнодействие. Поэтому и отношение к тем хозяйственным орудиям, которые использовались при стирке было особенное.
Например, валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову младенца во время обряда первой стрижки волос. Во многих местах России существовал такой обычай: муж должен был присутствовать при родах жены и кричать вместе с нею, корчась от мнимой боли. Любопытный вариант этого обряда с использованием валька был зафиксирован в свое время в Полесье: «Измученная схватками жена просит мужа передать ей валек. Но вместо того, чтобы подложить его себе под спину, она вдруг изо всей силы бьет им мужа. На вопрос захваченного врасплох супруга, не рехнулась ли она часом, та отвечает: «А тебе больно? Вот мне больно, пускай и тебе так же будет». Считалось, что такое поведение роженицы намного облегчает ее страдания во время схваток, а также способствует тому, чтобы роды прошли благополучно и без осложнений.
Удобная ручка, широкая, гладкая, чуть выгнутая поверхность валька соответствует отработанному веками движению во время удара по мокрому белью. Археологические находки свидетельствуют о том, что основная форма валька Х века полностью сохранилась до XIX века; за эти столетия совершенствовались лишь его детали.
Очевидно, что валек подвергался при работе очень серьезным нагрузкам, поэтому дерево, из которого его мастерили, должно было быть тяжелым, прочным, не бояться влаги, не растрескиваться, не коробиться и не пачкать белье. Для изготовления вальков использовалась древесина таких лиственных пород деревьев, как берёза, ветла, липа, осина.
Скульптурность предмета, его объем народные мастера прекрасно подчеркивали резьбой. Её наносили на отдельные, нерабочие части валька – на кончик ручки, на боковые стороны и на верхнюю, чуть вогнутую плоскость. Нижняя, рабочая поверхность предмета оставалась гладкой, так как резьба при выколачивании могла повредить белье.
С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. Это шло от языческих верований, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху. Неизвестный поволжский мастер начала XIX столетия, изготовивший этот валек и украсивший его резьбой, наверняка уже не смог бы объяснить языческого содержания рисунков, а лишь повторил старые орнаменты. А между тем здесь присутствуют несколько древних символов, которые наши далекие предки считали сильнейшими оберегами.
Священное языческое изображение – всадник на коне – являлось одним из символов солнца. Также один из вариантов солярного знака, «Перуново Колесо», очень популярный символ. Смысл этого знака более общий, связанный не только с солнцем, но и с небом, грозой, молнией и громом. Орнамент, представляющий собой комбинацию из треугольников и ромбов, носит название «вспаханное поле». Это символ земли, дарующий плодородие и обеспечивающий рождение детей. Сюжеты с изображением солдат в мундирах были также нередки.
Узорные вальки вешались на стену и были одними из излюбленных украшений крестьянского жилища. Особенно нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполняли в виде стилизованной женской фигуры, другие украшали сквозными отверстиями с камешками, бусинами или горошинами, которые при работе издавали характерный «журчащий» звук.
Этот валек представляет для нас особую ценность. Дело в том, что он был подарен Егорьевскому музею в 1912 году знаменитым человеком Алексеем Бахрушиным, страстным коллекционером и создателем Театрального музея в Москве. Впоследствии музей этот был преподнесен Бахрушиным в дар столице и ныне носит имя своего основателя.
Блог Исторического музея — Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы
Перейти к содержимому
Записи
Опубликовано
Домашнее музицирование было одним из любимейших развлечений в дворянских семьях. …
Читать далее ««И фортепьяно вечерком…» Домашнее музицирование в модной картинке конца XVIII – XIX вв.»
Опубликовано
Часть 1. Во время строительства Покровского собора в середине XVI …
Читать далее «Удивительное убранство Покровского собора Ч. 2 Спирали на рёбрах шатра центральной церкви»
Опубликовано
Народный костюм Воронежской губернии красив, самобытен и ярок. В отделе …
Читать далее «Воронежские работы Сергея Павлова»
Опубликовано
120 лет назад, 24 (11) и 26 (13) февраля 1903 …
Читать далее ««Последний бал Российской империи»: маскарад 1903 года»
Опубликовано
Сологуб Ф. К. Книга сказок — Москва: Гриф, 1905 «Книга …
Читать далее «Сказки злого волшебника»
Опубликовано
Продолжаем разговор о популярных в первой половине XIX столетия флоральных …
Читать далее «В царстве Флоры. Символика растительных мотивов в культуре первой половине XIX века. Часть II.»
Опубликовано
Выставка «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» представляет городские образы …
Читать далее «Модельеры и дизайнеры на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города»»
Опубликовано
В дни, когда до весны осталось всего ничего, но погода …
Читать далее «В царстве Флоры. Символика растительных мотивов в культуре первой половине XIX века. Часть I.»
Опубликовано
В Историческом музее хранится золотой кувшин VII – VIII веков. …
Читать далее «Золотой кувшин из «Золотой кладовой»»
Опубликовано
В фонде живописи XIX века Государственного исторического музея до 1961 …
Читать далее «Сцена пленения дивизионного генерала Д.Ж. Вандама»
Опубликовано
В фонде фотографии Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея хранится …
Читать далее «Насветевич, «Старый Егерь» и гвардейское знамя»
Опубликовано
«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм». Коко …
Читать далее «Жакет, спенсер, болеро»
Фильм «Монахиня» — это правдивая история? Познакомьтесь с «настоящим» демоном Валаком из мифологии
Вопросы по истории:
Как описывается демон Валак в мифологии?
Валак, которая в фильме принимает образ монахини, появляется в различных гримуарах (книгах по магии, в которых частично описывается, как вызывать демонов). В этих работах Валак никогда не появляется в образе монахини, черта, придуманная создателями фильма. Вместо этого демон описывается как ребенок с ангельскими крыльями, который едет на двуглавом драконе. Это изображено на изображении Валака выше.
Одно из наиболее примечательных упоминаний о Валаке содержится в гоэтическом гримуаре середины 17-го века «Малый ключ Соломона» , который основан на материалах за пару столетий до этого. Название книги происходит от того факта, что в центре внимания находятся демоны, которых, согласно легенде, призвал библейский царь Соломон.
Малый Ключ Соломона описывает демона Валака (также пишется Валак, Уалак, Валу, Волак, Дулас, Волах) как Великого Президента Ада, который командует легионами демонических миньонов. В нем указано следующее:
Шестьдесят второй Дух — это Волак, или Валак, или Валу. Он Президент, Могущественный и Великий, и появляется как Младенец с Крыльями Ангела, восседающий на Двуглавом Драконе. Его служба состоит в том, чтобы давать правдивые ответы о скрытых сокровищах и сообщать, где можно увидеть змей. Которое он принесет заклинателю без применения им какой-либо Силы или Силы. Он управляет 38 Легионами Духов, и его Печать такова.
В левом верхнем углу изображена печать демона Валака (также пишется Валак) из гоэтического гримуара 17 века Малый ключ Соломона . На изображении показано имя демона, окружающее его символ.
Насколько демон Валак в фильме был вдохновлен Валаком из мифологии?
Когда мы исследовали, основаны ли какие-либо аспекты Монахиня на реальной истории, мы узнали, что демон в фильме очень мало общего с «настоящим» Валаком из мифологии, за исключением имени и титула «Маркиз». змей». Во время интервью для Заклятие 2 , режиссер Джеймс Ван объяснил, что персонаж Монахини в фильме на самом деле был вдохновлен призрачной сущностью, которая, по утверждению демонолога Лоррейн Уоррен, преследовала ее в ее доме. Лоррейн, изображенная ниже (врезка) и сыгранная актрисой Верой Фармигой в фильмах «Заклятие», описала сущность как «вихревой вихрь с фигурой в капюшоне внутри».
«Я помню, как услышал это, и моей первой мыслью было: «Вот дерьмо, это будет компьютерный персонаж». Я не хотел этого делать», — сказал Ван. «Итак, мне потребовалось какое-то время, чтобы закрепить в своей голове, что это было за видение. И в конце концов оно появилось очень органично. Поскольку это демоническое видение, которое преследует ее, которое только нападает на нее, я хотел это посягнуло бы на ее веру. Что-то, что угрожало бы безопасности ее мужа. И так, в конце концов, закрепилась в моей голове идея этого самого иконографического образа святой иконы».
Поскольку Джеймсу Вану потребовалось некоторое время, чтобы воплотить свое видение демона, монахиня была добавлена в Заклятие 2 только после пересъемок . -Gizmodo.com
Идея персонажа монахини пришла в голову Джеймсу Вану после того, как он услышал о призрачной сущности, которая предположительно преследовала исследователя паранормальных явлений Лоррейн Уоррен (врезка).
В Заклятие 2 , как Лорейн видит монахиню в Амитивилле, дома и в Энфилде? Следит ли за ней?
Впервые мы знакомимся с демоном Валаком в образе монахини в Заклинание 2 . Лоррейн Уоррен (Вера Фармига) видит монахиню дома, в доме Амитивилля и в Энфилде, Англия. Это просто совпадение, или демон преследует ее? На самом деле ни то, ни другое. Как объяснил Gizmodo режиссер Джеймс Ван, монахиня, которую видит Лоррейн, — это предчувствие.
«Когда она в Амитивилле? Не похоже, что ее преследует призрак в Амитивилле, у нее есть предчувствие того, что произойдет с ее мужем в ближайшем будущем», — объяснил Ван. «Вот и все. Поэтому она видит, что произойдет в конце фильма. Демоническая сущность, принимающая форму монахини, не имеет ничего общего с Амитивиллем. Совсем. У нее просто экстрасенсорное предчувствие.
Видения, по сути, предвещают грядущее. Например, когда Монахиня является ей дома, это предвещает то, что произойдет в Англии. Позже выяснилось, что существо, преследующее Энфилд, — это не дух старика, а скорее демон Валак (Монахиня), действующий через дух старика.
Какая-либо часть Монахиня основана на реальных событиях?
Фильм ужасов Монахиня был вдохновлен фильмом 1986 года Имя Розы с Шоном Коннери и Кристианом Слейтером в главных ролях.
Нет. В отличие от фильмов «Заклятие» и некоторых аспектов фильмов про Аннабель, «Монахиня » не была вдохновлена реальной историей. Как было сказано выше, даже имя демона Валак происходит из мифологии, а не из фактов.
Сюжет фильма на самом деле был вдохновлен другим художественным произведением, фильмом Шона Коннери 1986 года Имя розы , который сам был основан на одноименном бестселлере итальянского писателя Умберто Эко. В этом фильме вымышленный монах Вильгельм Баскервильский (Коннери) и его ученик (которого играет молодой Кристиан Слейтер) отправляются в бенедиктинское аббатство в Северной Италии, чтобы расследовать загадочную смерть известного монаха. Последний человек, разговаривавший с монахом, найден мертвым в чане со свиной кровью. Обитатели монастыря опасаются, что за убийствами стоит Дьявол.
Именно в этот момент Монахиня и Имя Розы расходятся. Виновником в Роза является человек, а в Монахиня те, кто подозревает что-то сверхъестественное, явно правы. Джеймс Ван сказал, что фильм похож на « Имя розы , скрещенное с Заклятие ».
Кто играет монахиню в фильме?
Монахиня в фильме играет характерная актриса Бонни Ааронс, которая повторяет свою роль из Заклятие 2 и Аннабель: Сотворение . Ранее она была известна по роли Бродяги в фильме Дэвида Линча 2001 года « Малхолланд Драйв » и баронессы Джой фон Трокен в фильме « Дневники принцессы » (2001) и его продолжении 2004 года. Ааронс изображен ниже рядом с изображением Валака из фильма.
Характерная актриса Бонни Ааронс играет монахиню в фильме.
Кстати, героиню фильма Монахиня , сестру Ирэн, играет Таисса Фармига, сестра Заклятие актриса Вера Фармига, которая играет демонолога Лоррейн Уоррен. Режиссер Корин Харди изначально не хотел брать Таиссу («», «Американская история ужасов», ), опасаясь, что это будет выглядеть слишком удобно, учитывая, что ее сестра уже является частью вселенной «Заклятия». Тем не менее, во время лондонского FrightFest в прошлом году Харди сказал, что Таисса «так хорошо прошла прослушивание… У нее было какое-то очевидное присутствие вне собственного тела, и она феноменальна».
Является ли румынский монастырь в фильме Монахиня основанным на реальном монастыре?
Да. В фильме священник с призрачным прошлым и начинающая монахиня отправляются в аббатство Святой Хартии в Румынии в начале 1950-х годов, чтобы расследовать загадочное самоубийство молодой монахини. Фильм снимался в Румынии, отчасти из-за обилия в стране жутких замков и готической архитектуры. Еще более заманчивой была стоимость, она была дешевле, чем съемки в других частях Европы.
Реальный монастырь Карта — бывший бенедиктинский монастырь, основанный в 1200-х годах в Южной Трансильвании в Румынии. Сегодня монастырь функционирует как лютеранская евангелическая церковь. Как показано ниже, здание церкви — единственная сохранившаяся часть настоящего монастыря. Сцены фильма там не снимались, но изображение строения в фильме представляет собой интересную связь с прошлым региона.
Вверху: Монастырь вольностей в В фильме «Монахиня » показано, что он не поврежден и функционирует. Внизу: Большая часть реального трансильванского монастыря лежит в руинах, за исключением церкви сзади.
Монахиня Трейлеры фильмов и видео по теме
Посмотрите, как ужас разворачивается в трейлерах к фильму, и посмотрите на изображения Валака, когда демон появляется в образе Монахини в фильме. Кроме того, ознакомьтесь с трейлером The Name of the Rose к фильму Шона Коннери, который вдохновил сюжет The Nun .
Почему настоящий демон Валак еще страшнее, чем «Монахиня»
Джина Димуро | Отредактировано Джоном Куроски
Опубликовано 9 октября 2021 г.
Обновлено 5 октября 2022 г.
Хотя Валак изображается как дух, одетый в облачение, настоящий демон появляется как ребенок, едущий на двуглавом драконе — по крайней мере, согласно Руководство по охоте на демонов XVII века.
Скептики быстро отвергают правдивость фильмов ужасов, которые утверждают, что основаны на реальных событиях, но ссылаются на демона Валака — того, что в центре Монахиня — тянуться вглубь веков.
Валак или Валак фигурирует во множестве средневековых гримуаров, которые в основном представляли собой руководства по демонам и заклинаниям.
Монахиня Изображение демона Валак из Монахиня .
В отличие от фильма 2018 года, Валак появляется не в образе монахини, а скорее как зловещий ребенок, способный вызывать змей. Согласно одному тексту 17-го века, Валак управляет легионом змеиных духов и может вызывать живых змей, чтобы они выполняли свои злые приказы.
Хотя Валак может и не быть реальным, божественный страх, который он вселял в богобоязненных граждан прошлого, определенно был — и продолжает вызывать мурашки у кинозрителей сегодня.
Валак впервые появляется в
Малый ключ СоломонаWikimedia CommonsИллюстрация 19-го века демона, известного как Валак или Валак.
Первое известное упоминание имени «Валак» встречается в гримуаре 17-го века под названием Clavicula Salomonis Regis , или Ключ Соломона .
Профессор Хартфордширского университета Оуэн Дэвис, специалист по истории призраков и колдовства, описал гримуары как «книги, содержащие смесь заклинаний, заклинаний, природных тайн и древней мудрости». Действительно, Соломон — самопровозглашенное руководство по «церемониальному искусству управления духами, как добрыми, так и злыми».
Wikimedia CommonsНемецкий гримуар XVIII века.
Соломон изображает царя Соломона из Ветхого Завета, известного своей мудростью. В какой-то момент, примерно во втором веке до нашей эры, распространилась идея, что область знаний царя также включала определенные секреты астрологии и магии.
Гримуар, носящий его имя, перечисляет 72 демона, которых король предположительно победил во время своего правления, предоставляя читателям их имена и инструкции по их изгнанию, если они сами вступят в контакт с такими духами.Валак, который иногда также пишется как Уалак, Валу, Волак, Дулас или Волач, является 62-м духом, перечисленным в Соломон , согласно которому он «выглядит как мальчик с ангельскими крыльями, верхом на двуглавом драконе». Его особая сила, согласно тексту, заключается в том, чтобы находить змей и спрятанные сокровища, возглавляя армию из 30 демонов.
Монахиня Хотя демон Валак не фигурирует в средневековых гримуарах как монахиня, его корни уходят в христианство.
Сама Библия не содержит упоминаний о 72 демонах Соломона, но Соломон на самом деле был внесен в Ватиканский Index librorum Prohibitorum или Список Запрещенных Книг , который Церковь постоянно обновляла, пока полностью не отменила его в 1966 году. Церковь считала текст не только нерелигиозным, но и еретическим. Однако, к ужасу многих инквизиторов, гримуар все еще был найден у многих католических священников.
Несмотря на запрет, гримуар оставался чрезвычайно популярным в Европе, и, учитывая успех Создавая фильмов, кажется, что его содержание по сей день сохраняет ужасающую привлекательность.
Встреча 1970 года между исследователями паранормальных явлений и вдохновленным призраком
МонахиняGetty Images Исследователи паранормальных явлений Эд и Лорейн Уоррен.
Демон Валак впервые появился в серии фильмов Заклятие 2 , во время которой персонаж по имени Лоррейн Уоррен может остановить его и изгнать обратно в ад, используя против него собственное имя. В Монахиня , еще одна часть серии ужасов Заклятие , румынский монастырь преследует демоническое присутствие, одетое в одежду католической монахини.
Как оказалось, в обеих этих сюжетных линиях есть доля правды. Лоррейн Уоррен была реальным человеком, и на самом деле она была исследователем паранормальных явлений, который столкнулся с присутствием в церкви.
Эд и Лоррейн Уоррен впервые оказались в центре внимания после их первоначального расследования знаменитого призрака Амитивилля в 1976. Лоррейн Уоррен утверждала, что она ясновидящая и медиум, в то время как ее муж был самопровозглашенным демонологом.
https://www.youtube.com/watch?v=1Ms9GncsEgw
Хотя позже широко сообщалось, что тревожные и предположительно сверхъестественные события в доме Амитивилля были розыгрышем, популярность книги 1977 года
Уоррены, набожные католики, утверждали, что за свою карьеру расследовали более 10 000 случаев паранормальной активности.
Russell McPhedran/Fairfax Media via Getty Images. Одним из любимых приемов расследования Лоррейн Уоррен было лежать на кровати в доме, что, по ее утверждению, позволяло ей обнаруживать и поглощать психическую энергию в доме.
По словам зятя Уорренов, Уоррены столкнулись с «призрачной монахиней» во время поездки в населенную привидениями церковь Борли на юге Англии в 1970-х годах. Согласно преданиям, призрак кладбища был монахиней, которая была похоронена заживо в кирпичных стенах монастыря много веков назад после того, как у нее был роман с монахом.
Лоррейн Уоррен якобы встретилась с этим призраком лицом к лицу в полночь на церковном кладбище и осталась невредимой.
Как Валак представлен в серии
ЗаклятиеПрицеп-холодильник для Монахиня .
Недавнее изображение Валак как монахини было чистой выдумкой со стороны режиссера Заклятие 2 Джеймса Вана.
«У меня было четкое представление о фильме в целом, но в одном я не был уверен [в дизайне персонажа-демона]», — сказал Ван в 2016 году.