Развитие общения у дошкольников: особенности, условия и стратегии поддержки

Опубликовано
Как происходит развитие общения у детей дошкольного возраста. Какие особенности характерны для общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. Какие условия способствуют развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Какие стратегии могут использовать взрослые для поддержки общения детей.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в развитии дошкольников. По сравнению с общением со взрослыми, оно имеет ряд специфических особенностей:

  • Большое разнообразие коммуникативных действий — дети спорят, навязывают свою волю, успокаивают, требуют, обманывают, жалеют и т.д.
  • Яркая эмоциональная насыщенность — общение сопровождается резкими интонациями, криками, смехом, кривляньем
  • Нестандартность и нерегламентированность — дети прыгают, принимают причудливые позы, дразнятся, придумывают новые слова
  • Преобладание инициативных действий над ответными — каждому важнее высказаться самому, чем выслушать другого

Эти особенности позволяют дошкольникам проявлять свою индивидуальность и самобытность в общении друг с другом.


Развитие форм общения дошкольников со сверстниками

На протяжении дошкольного возраста общение детей со сверстниками проходит ряд этапов:

  1. Эмоционально-практическая форма (2-4 года) — дети стремятся к эмоциональному соучастию в действиях сверстника
  2. Ситуативно-деловая форма (4-6 лет) — на первый план выходит сотрудничество и деловое взаимодействие во время игры
  3. Внеситуативно-деловая форма (6-7 лет) — возникает способность к «чистому общению», вне конкретной ситуации

Постепенно общение становится более осознанным, избирательным, дети учатся учитывать интересы и желания других.

Мотивы общения дошкольников со сверстниками

Выделяют три основных мотива общения дошкольников со сверстниками:

  • Деловой мотив — ребенок стремится к практическому взаимодействию в совместной деятельности
  • Личностный мотив — ребенок воспринимает сверстника как зеркало своего «я»
  • Познавательный мотив — общение используется для познания окружающего мира и самопознания

С возрастом удельный вес разных мотивов меняется. К концу дошкольного детства ведущую роль играют деловой и личностный мотивы.


Роль взрослого в развитии общения дошкольников

Взрослые играют важнейшую роль в развитии коммуникативных навыков дошкольников. Основные задачи взрослых:

  • Создание благоприятной речевой среды
  • Организация разнообразной совместной деятельности детей
  • Обучение способам речевого общения
  • Поддержка речевой активности детей
  • Коррекция неблагоприятных вариантов общения

Правильная позиция взрослого способствует формированию у детей положительного отношения к сверстникам и конструктивных форм общения.

Организация предметно-развивающей среды для общения дошкольников

Для поддержки общения детей важно правильно организовать предметно-пространственную среду:

  • Выделить зоны для совместных игр и занятий детей
  • Обеспечить достаточное количество игрушек и материалов для совместного использования
  • Создать уголки уединения для возможности уединения и общения в малых группах
  • Разместить в доступе детскую художественную литературу, иллюстрации, фотографии
  • Использовать ширмы и мягкие модули для зонирования пространства

Грамотно организованная среда стимулирует контакты детей и способствует развитию их коммуникативных навыков.


Формы и методы развития общения дошкольников

Для развития общения дошкольников эффективны следующие формы и методы работы:

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Коммуникативные игры и упражнения
  • Беседы на морально-этические темы
  • Игры-драматизации
  • Совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций, фотографий
  • Чтение и обсуждение художественной литературы
  • Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций
  • Совместная продуктивная деятельность детей

Важно использовать разнообразные методы и чередовать индивидуальные и групповые формы работы.

Развитие невербальных средств общения у дошкольников

Помимо речи, важно развивать у дошкольников и невербальные средства коммуникации:

  • Мимику
  • Жесты
  • Позы
  • Интонацию
  • Тембр голоса

Для этого используются специальные игры и упражнения на распознавание и воспроизведение различных эмоциональных состояний. Это помогает детям лучше понимать других и выражать собственные чувства.

Преодоление трудностей в общении дошкольников

У некоторых детей могут возникать сложности в общении со сверстниками. Основные проблемы:


  • Застенчивость и замкнутость
  • Агрессивность
  • Неумение договариваться
  • Эгоцентризм
  • Неразвитость речи

Для преодоления этих трудностей требуется индивидуальный подход, коррекционные занятия, консультации с психологом. Важно вовремя выявить проблему и оказать ребенку необходимую помощь.

Роль семьи в развитии общения дошкольника

Семья играет ключевую роль в развитии коммуникативных навыков ребенка. Основные задачи родителей:

  • Создание благоприятного психологического климата в семье
  • Организация общения ребенка со сверстниками
  • Совместные игры и занятия с ребенком
  • Чтение книг и беседы на разные темы
  • Обучение правилам поведения в обществе
  • Личный пример конструктивного общения

Согласованность действий семьи и детского сада — важное условие успешного развития коммуникативной сферы дошкольника.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *