простой метод обновить дизайн и стиль дома
Уже привычными в частных домах и дачах стали печи, которые помимо возможности приготовления еды дают людям тепло. Издревле печь была кормилицей и лечила от всех болезней, давала отдых и силу, поэтому роспись печи своими руками всегда приносила в дом удачу и покой, вкладывала частицу души в интерьер. Именно поэтому она находилась в центре дома, создавая полное впечатление того, что это не печь строили в доме, а жилище возводилось вокруг нее. В разное время печи украшались по-своему, да и в каждом регионе и области даже одного государства они могли значительно отличаться друг от друга. Роспись украинской печи никогда не спутаешь с классической русской, а последняя из центральных районов России значительно уступает по красоте и пышности печам, построенным за Уралом.
Основные варианты росписи печей
Уже не секрет, что сегодня практически не меняются народные традиции, и уже несколько сотен лет культуры прочно ассимилировали, это несомненно наложило свой отпечаток не только на одежду и нравы людей, но и на интерьер их жилищ, и внешний вид самих домов. Например, на Украине, где практически не встречаются густые леса, наиболее привычным жилищем стали мазанки из глины. Хутора можно издали увидеть в степи, четко выделяя яркие белые стены на фоне густой травы. При входе в украинскую хату, первое что бросается в глаза это печь, на которой обязательно изображено древо жизни. Подобная роспись печей в национальном стиле встречается и в России, но она не так явно выражена. Для нашей страны более привычна простая русская печь белизны первого снега, которая символизирует чистоту помыслов и порядок в семье и хозяйстве. Для каждой культуры и народа в росписи печей встречается что-то свое – то что позволяет безошибочно определить кому принадлежит данное сооружение или конструкция. (См. также: Изразцы для печи своими руками)
Кроме обычного нанесения краски на печь, практиковалась и роспись глиняных изразцов, которыми облицовывалась печи. По сути изразцы сегодня практически полностью заменены и вытеснены керамической плиткой. Да и их изготовление является крайне трудоемким занятием поэтому рассматривать их применение не будем.
Инструменты и материалы необходимые для росписи
Для современного пользователя приобрести необходимые материалы не составит большого труда, а наличие огромного количества разнообразного инструмента для выполнения однотипной работы порой ставит в тупик. Для того чтобы грамотно провести роспись русской печи необходимо приготовить следующее:
- набор наждачной бумаги от грубой до нулевой для того, чтобы зачистить стену печи;
- мел или известь для подготовки поверхности к нанесению орнамента;
- набор флейцевых кистей для побелки печи;
- набор художественных кистей для нанесения рисунка;
- акриловые или водоэмульсионные краски.
Это необходимый минимум материалов, который позволяет практически любому человеку нанести понравившийся орнамент на домашнюю печь. (См. также: Виды печей)
Как подобрать орнамент
Кроме того, что необходимо выбирать материалы и инструменты, пользователь может столкнуться с проблемой выбора необходимого орнамента.
Но этих проблем можно избежать если выбирать классические и привычные глазу национальные орнаменты. Практически все они упрощены настолько что с легкостью воспроизводятся как взрослыми, так и детьми.
При выборе чем расписать печь можно обратится к книгам со сказками, с цветными иллюстрациями, которые помогут найти необходимый рисунок. Можно также обратиться в библиотеку или к интернету, главное, чтобы рисунок был качественным и понятным. (См. также: Как украсить печь своими руками)
Сам орнамент необходимо распечатать на стандартном листе формата А4 и если нет навыков рисования, разлинуйте в мелкую клетку, это позволит быстро и удобно перенести орнамент на поверхность печи.
Роспись печи
Сама процедура нанесения орнамента на поверхность конструкции не сильно сложна и позволяет делать значительные перерывы между этапами росписи печей, но все же лучше сильно не затягивать и производить все работы в максимально короткие сроки. От начала работ и до получения конечного результата необходимо выполнить следующие действия:
- подготовка поверхности;
- нанесение контурного рисунка;
- окраска.
А теперь опишем каждый из этапов в отдельности.
Подготовка поверхности печи к нанесению орнамента
Наиболее сложный и трудоемкий этап, который потребует от мастера долгой и кропотливой работы. Для его производства нам понадобятся: (См. также: Карта сайта)
- наждачная бумага;
- мел или известь;
- флецевые кисти средней жесткости.
Первым этапом подготовки поверхности к нанесению рисунка будет замывание поверхности. Эта процедура выполняется при помощи влажной ветоши и позволяет избавиться от нанесенного на стену печи декоративного покрытия.
Далее, необходимо заново покрыть печь мелом или известью.
- Опишем процедуру для мела. В металлической емкости смешивается мел, 2-3 белка от куриных яиц и обезжиренное молоко. Консистенция у полученной смеси должна быть как у густой сметаны. Если обезжиренного молока нет, то 2-3 литра продукта наливают в банку и ставят в прохладное место на 3-4 часа, после этого снимают сливки, которые будут явно различаться и находится сверху.
Готовую смесь наносят флейцевой кистью с ворсом средней жесткости, модно попробовать нанести мел при помощи губки, но при недостаточной подготовке на поверхности могут остаться мелкие пузырьки воздуха, которые лопнут и сделают ее похожей на луну, изрытую кратерами. Декоративному покрытию дают высохнуть в течение 2-3 дней, чтобы гарантированно удостовериться в том, что оно не пойдет трещинами. (См. также: Как обложить печь плиткой)
Когда покрытие достаточно просохло можно приступать к «затиранию». Эта процедура, по сути похожа на шлифовку металлической поверхности, если не учитывать, что работа ведется с печью. Берется мелкая наждачная шкурка и оборачивается вокруг твердого и ровного предмета. Затем полученный верток прикладывается к поверхности печи и начинается аккуратная проводка с несильным нажимом в одну сторону. Этим методом можно сгладить или скрыть большинство мелких и средних недочетов, допущенных, при нанесении мела на поверхность печи.
Поверхность обметается от остатков мела, и можно приступать к нанесению рисунка.
Нанесения контурного рисунка будущей росписи
Для совершенно не разбирающихся в живописи и рисовании уде давно придуман способ, который позволит с высокой точностью перенести необходимы рисунок с исходного источника на любую поверхность. Этот метод позволит нам как перенести героя детских мультфильмов в альбом дочери, так и расписать камин своими руками. Хотя сегодня нам необходим не роспись камина, а печи, но суть от этого не меняется.
Перед началом работ необходимо исходное изображение. Если оно присутствует только на жестком диске или в библиотечной книге, то его необходимо на стандартный лист. Затем на листе чертится мелкая решетка, которая разделит рисунок на квадраты. Здесь необходимо определиться какого размера конечный результат нам необходим, а когда это сделано нужно посчитать масштаб клетки которую необходимо будет нанести на печь. Делается это просто – необходимый размер изображения делится на тот, который нанесен на формате, а полученная цифра умножается на расстояние между линиями на бумаге. Решетку на поверхность печи наносят тонким карандашом.
После нанесения масштабной сетки можно квадрат за квадратом переносить изображение. Так как в один элемент решетки излишне сложных конструкций и фигур попасть не должно, то больших затруднений это не вызовет.
Нанесение краски на поверхность печи
После того, как поверхность подготовлена и рисунок нанесен необходимо распаковать тонкие художественные кисти, которые позволят без дефектов нанести краску на поверхность печи.
Для удобства нанесения рисунка можно применить прием, которым пользуется большинство художников. Он заключается в том, что краска смешивается и используется со специально палитры, которая по сути является обычной доской. Поэтому и при нанесении орнамента на поверхность печи не стоит держать в руках всю краску, достаточно отлить ее в небольшую емкость, если рисунок однотонный, или как, и художники, добавлять на удобную дощечку, а уже на ней смешивать.
После нанесения краски ей дают просохнуть в течение 1-2 дней, и только потом растапливают печь, в этом случае вероятность появления трещин минимальна.
Роспись на печи: фотоподборка — ВикиСтрой
Роспись на печи: фотоподборка Вариантов украшения камина и печи существует много. Однако плитка и камень для облицовки стоят немало, кроме того, нужны специальные термостойкие мастики. Поэтому некоторые домовладельцы выбирают такой бюджетный вариант, как роспись. Сайт RMNT покажет вам, как может выглядеть расписанная печь. https://www.wikistroi.ru/story/fireplaces/rospis-na-piechi-fotopodborka https://www.wikistroi.ru/story/fireplaces/rospis-na-piechi-fotopodborka/@@images/image-1200-8325e9961f5db63fd88a8c200591761b.jpeg
Вариантов украшения камина и печи существует много. Однако плитка и камень для облицовки стоят немало, кроме того, нужны специальные термостойкие мастики. Поэтому некоторые домовладельцы выбирают такой бюджетный вариант, как роспись. Сайт RMNT покажет вам, как может выглядеть расписанная печь.
Если у вас дома или на даче есть обычная кирпичная печь , то самый простой вариант её украшения выглядит так:
- Наносится штукатурка. Обязательно с армированием — специальной сеткой. Помните, что кладка будет расширяться при нагревании печи, поэтому для предотвращения трещин армирование необходимо!
- После высыхания штукатурку на печи можно просто побелить. Самым недорогим известковым раствором. Или покрасить белой краской.
- На получившийся белый «холст» наносится простой орнамент, узор. Здесь уже всё в руках владельцев — печь можно превратить в настоящий шедевр.
Мастера-печники советуют — если на старой печи появилась трещина, штукатурку нужно расковырять до кирпича, осыпающийся раствор вычистить из шва, а затем плотно забить новый.
Выглядят печи с росписью, конечно, очень необычно. В них отражаются и народные традиции, и творческие порывы владельцев. Обновить роспись будет несложно, при желании рисунок можно забелить или закрасить, изобразив потом что-то совершенно новое.
Есть много традиционных русских стилей росписи: Гжель, Петриковская, Городецкая, Жостовская, Мезенская, Палехская, Хохломская, Федоскинская, Северодвинская, Вятская… Можно выбрать для украшения печи именно такие традиционные орнаменты и рисунки, а можно придумать что-то своё. Повторимся — простор для фантазии не ограничен.
Если сомневаетесь в своём таланте художника, всегда можно взять готовый трафарет, чтобы украсить свою печь орнаментом. Кстати, некоторые домовладельцы отмечали, что рисовали по побеленной печи просто маркерами, не используя краски.
И получилось тоже неплохо.Как уже писал портал Rmnt.ru, русская печь может выглядеть уместно и стильно даже в современном интерьере . А расписанная своими руками добавит дому индивидуальности и точно будет удивлять всех гостей.
Русская печь — 14 Продается на 1stDibs
Русская печь на продажу на 1stDibs
Наверняка вы найдете именно ту русскую печь, которую ищете, на 1stDibs — у нас есть широкий ассортимент для продажи. Вы, вероятно, найдете идеальную русскую печь среди отличительных предметов, которые у нас есть, включая версии, сделанные еще в 20-м веке, а также те, которые были сделаны совсем недавно, в 20-м веке. Добавление русской печи в комнату, которая в основном оформлена в теплых нейтральных тонах, может принести долгожданное изменение — найдите на 1stDibs предмет, который включает в себя элементы бежевого, серого, черного, оранжевого и других цветов. Найти привлекательную русскую печь — независимо от происхождения — легко, но (после того, как Соня Делоне, Соня Делоне и Крис Андерсон создали популярные версии, на которые стоит обратить внимание). Подобные произведения искусства, часто созданные с помощью литографии, акриловых красок и мелков, могут украсить любую комнату вашего дома.
Сколько стоит русская печь?
Цена на произведение искусства такого рода может различаться в зависимости от размера, периода времени и других атрибутов — русская печь в нашем каталоге может начинаться от 1314 долларов и доходить до 4598 долларов, а средняя цена может достигать 1314 долларов.
Поиск подходящих репродукций на бумаге для вас
Украшение репродукциями изобразительного искусства — будь то фигуративные репродукции, абстрактные репродукции или другие разновидности — всегда было практичным способом оживления пространства, а также принести работы любимого художника к себе домой.
Занятый в 1960-х и 1970-х годах художниками поп-музыки, которых ассоциировали с массовым производством, рекламой, упаковкой и серийностью, а также теми, кто бросал вызов первенству мазка абстрактного экспрессионизма, гравюра была воспринята в 1980-х художниками и художниками. художников-концептуалистов, начиная от Дэвида Салле и Элизабет Мюррей и заканчивая Адрианом Пайпером и Шерри Левин.
Гравюра — это перенос изображения с одной поверхности на другую. Художник берет такой материал, как камень, металл, дерево или воск, вырезает, вырезает, рисует или иным образом помечает его изображением, чернилами или красками, а затем переносит изображение на лист бумаги или другой материал.
Художественные репродукции часто путают с их коммерческими аналогами. В конце концов, наша самая тесная связь с печатным изображением — это массовые газеты, журналы и книги, и многие люди не осознают, что, хотя гравюры и являются изданиями, они начинаются с оригинального изображения, созданного художником с целью воспроизведения. это небольшой партией. Художественные репродукции создаются строго ограниченным тиражом — 20, 30 или, может быть, 50 экземпляров — и всегда основаны на изображении, созданном специально для издания.
Многие люди считают уважаемого голландского художника Рембрандта художником, но могут не знать, что он был еще и гравером. Его гравюры сохранились во времени вместе с работами других знаменитых граверов, таких как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Энди Уорхол. Эти репродукции произведений изобразительного искусства до сих пор пользуются большим спросом у коллекционеров.
«Это еще один инструмент в наборе инструментов художника, такой же, как живопись, скульптура или что-то еще, что художник использует для создания знаков или самовыражения», — говорит вице-президент Международной ассоциации торговцев изобразительным шрифтом (IFPDA) Бетси Сениор. , нью-йоркской компании Betsy Senior Fine Art, Inc.
Поскольку издания художника, как правило, более доступны и доступны, чем его или ее уникальные работы, они более доступны и могут стать прекрасной возможностью привнести в пространство разнообразие цветов, текстур и форм.
Для узких углов выберите небольшие художественные репродукции, а не крупногабаритный жирный предмет, который вы повесите в качестве фокуса в обеденной зоне. Но будьте осторожны, чтобы не выбрать что-то слишком большое для вашего пространства. И не стесняйтесь прислоняться к нему , если это необходимо — не для каждой работы нужны крючки для подвешивания картин. Прислонение более крупного художественного репродукции к стене за книжным шкафом может придать вашей гостиной стильную динамику инсталляции. (Подробнее о том, как оформить стену, читайте здесь.)
Найдите репродукции произведений искусства, которые вы ищете, на 1stDibs уже сегодня.
Русские изразцовые печи
Русские изразцовые печи — явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда была «вещью в себе» — на ней все начиналось и заканчивалось, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем фольклора. «В одной древней загадке-притче сказано: «В теплом царстве есть пещера каменная, а в пещере лютый змей; и когда холод войдет в то царство, змей закрутится, и пламя огня начнет выходить из пасти его, и дым вьется из его ушей, и искры сыплются из его глаз. Нетрудно догадаться, что в этой изобилующей метафорическими образами загадке речь идет о русской печи, которую сравнивают с каменной пещерой.
Русские поговорки и пословицы полны отсылок к печке, и в каком контексте: «От печки плясать» (значит начать с самого начала), «Умный мужик – на печке избу построил », «Сказать, что в избе печь, значит сказать доброе слово», «Прощайся с солнцем в октябре, подойди к печке поближе», «Холодно без печи и голодно без хлеба». Печь не только топила, в ней готовили пищу, мылись, она была местом, где люди останавливались, чтобы побороть болезни и занимались любовью, она была центром дома и его хранительницей.
Это, впрочем, неудивительно, ведь российский климат никогда не был мягким и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи почитались и им придавалось сакральное значение как проводнику огня – главного языческого божества русских. Часто печку очеловечивали, наделяли умением говорить, как в сказке «Гуси-волшебный лебедь», а также позже, в частности, в современном мультфильме «Вовка в далеком-далеком царстве». Про печь в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать».
Устройство русской печи позволяет ей выполнять множество функций: очаг для приготовления пищи, а также своего рода скамья для сна в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была прежде всего частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались в основном для приготовления пищи. А вот русская печь была «много в одном»: печь, постель, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи – домового. Неполные аналоги русской печи существуют только в Скандинавии, где сходный климат, поэтому и традиционный уклад жизни был схожим.
С VIII по XIII вв. в Северной Руси преобладали печи из крупных камней без применения связки. Камни были так хорошо подобраны, что плотно звенели друг о друга. У таких печей не было дымоходов, поэтому весь дым выходил через дверь, что имело свои преимущества в плане обеззараживания жилища: горячий дым «поджаривал» стены и потолок в ху, сушил и дезинфицировал его, что было важно для борьбы с микробы и насекомые.
Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали делать из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы теперь называем русской печью.
А так как люди Древней Руси придавали печи сакральный смысл, украшение предмета их культа вскоре стало задачей огромной важности. Печь, как центр дома или просто достаточно крупное сооружение, нуждалась в украшении.
Ранние изразцовые печи украшались терракотовыми изразцами, часто печь собиралась из самонесущих изразцов и в конце концов появилось понятие изразцовой печи, предполагающее, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.
XVII век был пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от христианизации Руси до Серебряного века».
Множество разноцветных и глазурованных изразцов украшало русские изразцовые печи. В Московском Кремле хранится большая коллекция русских изразцовых печей. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре Троице-Сергиевой Лавры. В общем, многие из них сохранились в разной степени сохранности, во многом благодаря аскетизму музейщиков и реставраторов. Одна из крупнейших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторы МГОМЗ сделали очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Боярской Руси – эпохи, погибшей в петровское время.
Русская печь претерпела коренные изменения в начале XVIII в. с указом Петра, запрещавшим строительство дымных (без дымоходов) пожароопасных печей, что было очень своевременно, т.к. города горели и пожары вызывали большие повреждать. Тогда же были изданы первые правила устройства печей в жилых домах и промышленного изготовления кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по велению Петра было налажено производство новых для России «голландских» изразцов — белых изразцов, окрашенных кобальтом. Распоряжение Петра было: «немедленно шведского фасона печных изразцов сделать в гладкие белые, а на них синею краскою покрасить».
К середине XVIII века в России производилось самое большое количество изразцовых печей в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструкции печи. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления, были Николай Львов со своим трудом «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев, написавший «Теоретические основы печного искусства», в котором он опубликовал методику расчета размеров дымовых труб и сечений газовые каналы. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топки и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич издал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе о печном отоплении изложил теорию расчета отопительных печей.
Производство белых изразцов и изменение способа дымоудаления привели к изменению конструкции городских печей. Такие чисто отопительные толстостенные печи стали называть голландскими, что не совсем правильно, так как впервые они появились в России, а оттуда попали в Европу. Как бы то ни было, голландские печи получили распространение в городах во многом благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, связанные между собой сложной системой отопления, они стали отличным источником обогрева достаточно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском дворце. О печах Большого Екатерининского дворца следует говорить отдельно, так как они, как и московские изразцовые печи конца XVII века, символизируют целую эпоху.
Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям, всегда витали в воздухе. Городом, откликнувшимся на эту идею, стал Санкт-Петербург, ставший не только «окном в Европу», но и первым полностью спланированным «европейским» городом в России. Многочисленные дворцы, воздвигнутые Петром и его потомками в Петербурге, превосходили европейские своим великолепием, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа ничуть не уступают по своей красоте знаменитому французскому Версалю.
Основной расцвет искусств, вызванный роскошью правившего тогда сословия дворян, пришелся на царствование Елизаветы (Елизаветы) Петровны. Этот период русского искусства даже получил собственное название – елизаветинское барокко. Главным представителем этого направления был архитектор Ф.Б. Растрелли, именем которого иногда называют елизаветинский стиль – растреллиевское барокко.
Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего петровского барокко, учитывало достижения русского искусства, сохраняя в своих силуэтах традиции православного храмового зодчества. Царскосельская и петергофская постройки Растрелли были закономерным следствием того, что здесь произошло до него. Его работа была полностью подчинена вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.
Елизаветинская эпоха стала исключительно благотворным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли высочайшего уровня мастерства и применялись во многих построенных и реконструированных дворцах.
«Елизавета Петровна отремонтировала все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он легко мог соперничать, особенно своими фонтанами, с Версалем и Марли». Мечислав Пилсудский, 1857 г.
Большой интерес представляют изразцовые печи 18 века, которых много в Екатерининском дворце. Ко времени постройки этих печей в России уже давно работали кирпичные заводы по производству изразцов. В Стрельне, где располагались заводы, были залежи хорошей глины. К 1722 году в стрельнинских печах обжигали до 3,5 миллионов кирпичей в год. На Стрелинском гончарном заводе посуду, утварь и изразцы изготавливали из белой эмали и расписывали синими красками. Сюжеты были все одинаковые, все голландские – мельницы, корабли, пейзажи, каналы и прочее. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландской плитке.
Изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском Селе выполнены в голландском стиле с сюжетными росписями в бело-голубых тонах, заключенными в красивые орнаментальные рамки. Таким же образом выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.
Белая столовая выполнена в контрасте с вышеперечисленными помещениями – она насыщена монохромными и матовыми фактурами. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Я. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Комната выдержана в строгих канонах классицизма, а в ее интерьерах изящные круглые изразцовые печи российского производства, облицованные белыми глазурованными изразцами с рельефными панно «Музыка и живопись».
Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в годы ВОВ, дворцы Царского Села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовал в их восстановлении.
Секрет изготовления изразцов с подглазурной росписью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его заново открывать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, который инициировал изготовление изразцов, обеспечив тем самым успешное выполнение указанной работы. Гессен решил задачу полной реставрации изразцов в интерьерах Летнего дворца Петра Великого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.
Долгое время изразцовые печи были основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Лишь в конце 19 – начале 20 веков, с изобретением парового отопления, их начали заменять. Фактически в настоящее время отопительные печи устанавливаются только в частных домах и при отсутствии магистрального газа для установки газового котла и нагрева воды. Чаще в доме устанавливают камин – для сибаритской медитации на огонь и как своеобразный знак достатка. Тем не менее спрос на печи достаточно стабильный. Зачастую заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее меньшей стоимостью, но и особым вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.
Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только в последние 15-20 лет. На рынке не так много компаний, способных производить облицовку изразцовой печью. Кроме того, современные покупатели практически не нуждаются в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из таких изразцов. Поэтому сейчас речь больше идет об изготовлении архитектурной керамики и плоской черепицы. Хотя иногда бывают заказы и на настоящую плитку с ромбами (коробчатыми выступами на обратной стороне).
Современные российские изразцовые предприятия делятся на несколько типов: мастерские, производящие определенную гамму форм и рисунков, адаптированных под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальную облицовку по эскизам заказчика или создающие новые дизайны; художественные мастерские, выпускающие авторские работы; и частные керамисты.
В любой из перечисленных мастерских заказчик получает изделие с высокой степенью уникальности, так как не бывает полностью одинаковых плиток и даже в пределах одного набора каждая плитка будет отличаться от другой. Разница между мастерскими не очень существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а последняя, в первую очередь, это вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае сейчас на рынке можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских:
Одна из крупнейших в России, петербургская компания «Паллада» была основана реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компанией восстановлено огромное количество старинных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи – изразцовое богатство Северо-Запада».
Керамическая мастерская Сергея Лебедева — предприятие в Москве, созданное на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря, которое, а также воссоздало большое количество исторических изразцов при реставрации. Очень интересны работы фирмы «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым.