12. Уравнения, содержащие модуль. Рациональные уравнения
12. Уравнения, содержащие модуль. Рациональные уравнения
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Уравнения, содержащие модуль
Если в уравнении некоторые выражения, содержащие неизвестное, стоят по знаком модуля, то решение исходного уравнения ищется отдельно на каждом из промежутков знакопостоянства этих выражений.
Пример 1
Решить уравнение |3x-6|=x+2.
Решение:
Рассмотрим первый случай: 3х-6≥0, тогда 3х-6=х+2, 2х=8, х=4.
Рассмотрим второй случай: 3х-6<0, тогда 3х-6=-(х+2), 4х=4, х=1.
Ответ: 1; 4.
Пример 2
Решить уравнение |x-2| — 3|x-1| + 4|x-3| = 5.
Отметим на координатной прямой точки:х-2=0 х-1=0 х-3=0
х=2 х=1 х=3
Рассмотрим решения уравнения на промежутках (-∞; 1]; (1; 2]; (2; 3] и (3; +∞).
При х≤1: -(х-2) + 3(х-1) -4(х-3)=5, -х+2+3х-3-4х+12=5, -2х=-6, х=3.
При 1<х≤2: -(х-2) — 3(х-1) -4(х-3)=5, -х+2-3х+3-4х+12=5, -8х=-12, х=1,5. Ответ принадлежит промежутку.
При 2<х≤3: х-2 — 3(х-1) -4(х-3)=5, х-2-3х+3-4х+12=5, -6х=-8, х=4/3. Ответ не принадлежит промежутку, следовательно нет решений.
При х>3: х-2 — 3(х-1) +4(х-3)=5, х-2-3х+3+4х-12=5, 2х=16, х=8. Ответ принадлежит промежутку.
Ответ: 1,5; 8.
Рациональные уравнения
Рациональным уравнением называется уравнение вида
где P(x), Q(x) — многочлены.
Решение уравнения сводится к решению системы:
Пример
Решить уравнение
Решение:
x2-4=0, х-2≠0,
x 2=4, х≠ 2.
х=-2 или х=2.
Число 2 не может быть корнем.
Ответ: -2.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Из данных уравнений выберите те, которые не имеют корней:
а) |x|+4=1; |x-5|=2; |x+3|=-6. б) |1+x|=3; |1-x|=-4; 8+|x|=2.
Решение:
а) |x|+4=1 не имеет корней, т.к. |x|=-3 и модуль не может быть отрицательным числом; |x-5|=2 имеет корни; |x+3|=-6 не имеет корней, т.к. модуль не может быть отрицательным числом.
Ответ: |x|+4=1; |x+3|=-6.
2. Решите уравнение:
а) |5x|=15; б) |2x|=16.
Решение:
а) |5x|=15;
|5||x|=15;
5|x|=15;
|x|=3;
x=3 или x=-3.
3. Решите уравнение:
а) |5x+1|=5; б) |2x-1|=10.
Решение:
а) |5x+1|=5;
Ответ: -1,2; 0,8.
4. Решите уравнение:
а) |5x2+3x-1|=-x2-36; б) |3x2-5x-4|=-4x2-23.
Решение:
а) |5x2+3x-1|=-x2-36. Рассмотрим выражение -x2-36, оно принимает отрицательные значения при любых значениях х, следовательно уравнение |5x2+3x-1|=-x2-36 не имеет корней.
Ответ: нет корней
5. Решите уравнение:
Решение:
Ответ: -1/3.
6. Решите уравнение:
Решение:
14х2-5x-1=0,
D=25+56=81,
x1=9/14; x2=-1/7.
x≠2.
Ответ: -1/7; 9/14.
7. Решите уравнение:
Решение:
8. Решите уравнение:
Решение:
x2+3x-4=0,
D=9+16=25,
x1=1, x2=-4.
х ≠3.
Ответ: -4; 1.
9. Найдите, при каком значении переменной значение выражения
равно: а) -6; б) 6.
Решение:
х2+7x+10=0,
D=49-40=9,
x1=-2; x2=-5.
x≠-2.Ответ: -5.
10. Решите уравнение:
Решение:
а) Разложим знаменатели на множители:
х2-36=(x-6)(x+6).
108-24x+х2=(x-6)(x-18).
2x-36=2(x-18).
11. Решите уравнение:
а) х2-6|x|=0; б) х2+4|x|=0.
Решение:
а) х2-6|x|=0;
х≥0: х2-6x=0; х(х-6)=0, x1=0, x2=6.
x<0: х2+6x=0; х(х+6)=0, x1=0, x2=-6.
Ответ: -6; 0; 6.
12.
а) х2-3|x|+2=0; б) х2-2|x|+1=0.
Решение:
а) х2-3|x|+2=0.
х≥0: х2-3x+2=0; D=9-8=1, x1=2, x2=1.
x<0: х2+3x+2=0; D=9-8=1, x1=-2, x2=-1.
Ответ: -2; -1; 1; 2.
13. Решите уравнение:
а) |x-2|+|x-4|=5; б) |x-1|-|x-4|=6.
Решение:
а) |x-2|+|x-4|=5.
x≤2: -(x-2)-(x-4)=5, -x+2-x+4=5, x=0,5.
2<x≤4: x+2-(x-4)=5, x-2-x+4=5, 2=5 — нет решений.
x>4: x-2+x-4=5, 2x=11, x=5,5.
Ответ: 0,5; 5,5.
14.Решите уравнение:
а) |3- |4- |x|||=5; б) 8-|2 -|x|||=3.
Решение:
а) |3- |4- |x|||=5;
3- |4- |x||=5 или 3- |4- |x||=-5;
|4-|x||=-2 — нет решений |4-|x||=8
4-|x|=8 или 4-|x|=-8
|x|=-4 — нет решений |x|=12
х=12 или х=-12.
Ответ: -12; 12.
15. Решите уравнение:
Решение:
а)
3x-7≥0: х2-3x+10=0; D=9-40=-31<0 — нет корней.
3x-7<0: х2-3x-10=0; D=9+40=49, x1=5, x2=-2.
3x-7≠0, x≠7/3.
Ответ: -2; 5.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1. Какие из чисел -4; -1; 2; 1,5; 2,5 являются корнями уравнения:
а) |3x-1|=5; б) |4-2x|=1?
2. Решите уравнение:
а) |3x|=21; б) |2x|=-12.
3. Решите уравнение:
а) |2x-5|=1; б) |3x+6|=18.
4. Решите уравнение:
5. Решите уравнение:
6. Решите уравнение:
7. Решите уравнение:
8. Решите уравнение:
9. Решите уравнение:
а) 3(x-1) = |2x-1|; б) |5-2x|=|x+4|.
10. Решите уравнение:
а) |х2+x|=12; б) |х2-3x|=10.
Проверь себя
Подписаться на: Сообщения (Atom)
ГДЗ Ответы Математика 3 класс Богданович М В, Лишенко Г П 301 – 325 Задания 39 – 46 Страницы » Допомога учням
Другие задания смотри здесь…
Задание 301. Составь и реши уравнения.
1) Неизвестное число х увеличили в 9 раз и получили 72. Найди неизвестное число.
2) Неизвестное число уменьшили в 3 раза и получили 9. Найди неизвестное число.
3) К неизвестному числу прибавили 16 и получили 84. Найди неизвестное число.
Решение.
1) Обозначим неизвестное число буквой х. Составим уравнение:
х • 9 = 72
х = 72 : 9
х = 8
Ответ: неизвестное число равно 8.
2) Обозначим неизвестное число буквой х. Составим уравнение:
х : 3 = 9
х = 9 • 3
х = 27
Ответ: неизвестное число равно 27.
3) Обозначим неизвестное число буквой х. Составим уравнение:
х + 16 = 84
х = 84 – 16
х = 68
Ответ: неизвестное число равно 68.
Задание 302*. Из четырёх одинаковых квадратов составили один большой. Найди его периметр, если периметр маленького квадрата 8 см. Начерти большой и один маленький квадраты.
Решение.
8 : 4 = 2 (см) – сторона маленького квадрата.
2 + 2 = 4 (см) – сторона большого квадрата.
4 • 4 = 16 (см) – периметр большого квадрата.
Ответ: периметр большого квадрата 16 см.
Во сколько раз сумма периметров маленьких квадратов больше периметра большого квадрата?
Решение.
8 • 4 = 32 (см) – сумма периметров 4 маленьких квадратов.
32 : 16 = 2 (раза) – у столько раз сумма периметров маленьких квадратов больше периметра большого квадрата.
Ответ: у 2 раза.
Задание 303°.
9 • 4 + 9 • 6 = 36 + 54 = 90
9 • 8 – 4 = 72 – 4 = 68
(2 + 7) • 9 = 9 • 9 = 81
66 – 39 = 27
9 • 5 + 9 • 5 = 45 + 45 = 90
2 + 7 • 9 = 2 + 63 = 65
63 : 7 : 3 = 9 : 3 =3
18 + 81 = 99
Задание 304°. Две сестры и младший брат вместе слепили 24 вареника. Сёстры слепили по 9 вареников. Сколько вареников слепил брат?
Решение.
9 • 2 = 18 (в.) – вареников слепили две сестры вместе.
24 – 18 = 6 (в.) – вареников слепил брат.
Ответ: брат слепил 6 вареников.
Задание 305.
9 • 9 = 81 81 – 41 = 40 40 : 8 = 5 |
54 : 9 = 6 6 • 3 = 18 18 – 9 = 9 |
9 • 7 = 63 63 – 15 = 48 48 : 8 = 6 |
45 : 9 = 5 5 • 8 = 40 40 – 6 = 34 |
Задание 306. На какое число надо разделить 42, чтобы получить 7? Составь уравнение и реши его.
Решение.
Обозначим неизвестное число х. Составим уравнение.
42 : х = 7
х = 42 : 7
х = 6
Ответ: неизвестное число равно 6.
Задание 307. В магазин привезли 60 плееров. В течение 9 дней продавали по 6 плееров ежедневно. Сколько плееров осталось продать?
Решение.
6 • 9 = 54 (п.) – плееров продали.
60 – 54 = 6 (п.) – плееров осталось продать.
Ответ: осталось продать 6 плееров.
Задание 308. В саду 36 слив, а груш — в 4 раза меньше. Яблонь в саду на 16 больше, чем слив и груш вместе. Сколько яблонь в саду?
Решение.
36 : 4 = 9 (деревьев) – груш в саду.
36 + 9 = 45 (д.) – слив и груш вместе в саду.
45 + 16 = 61 (д.) – яблонь в саду.
Ответ: в саду 61 яблоня.
Задание 309. Составь выражения и найди их значения.
1) Первое слагаемое 42, а второе — частное чисел 21 и 7.
2) Делимое 42, а делитель — разность чисел 30 и 24.
3) Найти разность произведений чисел 7 и 7 и 8 и 5; 8 и 7 и 4 и 5.
4) Найти сумму частных чисел 64 и 8 и 54 и 6; 48 и 8 и 24 и 8.
Решение.
1) 42 + (21 : 7) =42 + 3 =45
2) 42 : (30 – 24) = 42 : 6 = 7
3) (7 • 7) – (8 • 5) = 49 – 40 = 9
(8 • 7) – (4 • 5) = 56 – 20 = 36
4) (64 : 8) + (54 : 6) = 8 + 9 = 17
(48 : 8) + (24 : 8) = 6 + 3 = 9
Задание 310.
18 — х = 2 х = 18 – 2 х = 16 18 – 16 = 2 |
18 : х = 2 х = 18 : 2 х = 9 18 : 9 = 2 |
х : 2 = 9 х = 9 • 2 х = 18 18 : 2 = 9 |
х • 9 = 81 х = 81 : 9 х = 9 9 • 9 = 81 |
Задание 311*. Запиши три числа, каждое из которых делится на 2; на 3; на 2 и на 3.
Решение.
На 2 делятся парные числа: 2, 4, 6, …
На 3 делятся числа, сумма цифр которых делится на 3: 3, 9, 12, 15, …
На 2 и 3 делятся числа, которые делятся на 2 • 3 = 6: 6, 18, 24, …
Задание 312°. В двух корзинах было 20 груш. Когда из первой корзины взяли 4 груши, в обеих корзинах груш стало поровну. Сколько груш было в каждой корзине сначала?
Решение.
20 – 4 = 16 (г.) – груш стало поровну.
16 : 2 = 8 (г.) – груш было во второй корзине сначала.
8 + 4 = 12 (г.) – груш было в первой корзине сначала.
Ответ: сначала в первой корзине было 12 груш, во второй – 8 груш.
Задание 313.
42 : 7 + 17 = 6 + 17 = 23
56 – 42 : 7 = 56 – 6 = 50
20 + 9 • 5 = 20 + 45 = 65
24 – 9 : 3 = 24 – 3 = 21
(36 + 12) : 6 = 48 : 6 = 8
36 + 12 : 6 = 36 + 2 = 38
Задание 314. (Устно.) До Нового года осталось 8 недель и 4 дня. Сколько дней осталось до Нового года?
Решение.
7 • 8 = 56 (д.) – дней у восьми неделях.
56 + 4 = 60 (д.) – дней осталось до Нового года.
Ответ: до Нового года осталось 60 дней.
Задание 315. (Устно.) Рассмотри числовые данные и ответь на вопросы.
Масса овцы 35 кг, гуся 5 кг, утки 2 кг.
1) Какова масса овцы и двух таких гусей?
2) Во сколько раз масса овцы больше массы гуся и утки вместе?
3) На сколько килограмм масса гуся и утки вместе меньше массы овцы?
Решение.
1) 35 + 5 • 2 = 45 (кг) – масса овцы и двух гусей.
2) 35 : (5 + 2) = 5 (раз) – во столько раз больше масса овцы, чем масса гуся и утки вместе.
3) 35 – (5 + 2) = 35 – 7 = 28 (кг) – на столько килограмм меньше масса гуся и утки вместе, чем масса овцы.
Задание 316. Составь задачу по выражению 36 + 36 : 4.
Масса овцы 36 кг, а масса индюка у 4 раза меньше. Какова масса овцы и индюка вместе?
Задание 317. Масса овцы 32 кг, а масса индейки — в 4 раза меньше. Какова масса девяти таких индеек?
Решение.
32 : 4 = 8 (кг) – масса индейки.
8 • 9 = 72 (кг) – масса 9 индеек.
Ответ: масса 9 индеек 72 кг.
Что тяжелее: девять таких индеек или две овцы и на сколько килограммов?
32 • 2 = 64 (кг) – масса двух овец.
72 – 64 = 8 (кг) – на столько килограмм больше масса индеек, чем овец.
Ответ: масса индеек тяжелее на 8 кг, чем масса овец.
Задание 318. На первом станке за 1 ч мастерица изготовила 4 м полотна, а на втором — на 3 м больше. За сколько часов на втором станке она изготовит 56 м полотна, если будет работать с такой производительностью?
4 + 3 = 7 (м) – полотна изготовила на втором станке за час (производительность второго станка).
56 : 7 = 8 (часов) — время, за которое изготовит 56 м полотна на втором станке.
Ответ: на втором станке 56 м полотна мастерица изготовит за 8 часов.
На сколько метров полотна меньше за это время мастерица изготовила бы на первом станке?
1 способ.
7 – 4 = 3 (м) – на столько меньше полотна производит за час на первом станке.
3 • 8 = 24 (м) – на столько меньше полотна произведёт за 8 часов на первом станке.
2 способ.
4 • 8 = 32 (м) – полотна производит за 8 часов на первом станке.
7 • 8 = 56 (м) – полотна производит за 8 часов на втором станке.
56 – 32 = 24 (м) – на столько меньше полотна производит за 8 часов на первом станке, чем на втором станке.
Ответ: на первом станке мастерица за это время изготовила бы полотна на 24 м меньше, чем на втором станке.
Задание 319*. У Тани 25 орехов. Сколько орехов она должна отдать брату, чтобы у неё осталось на 9 орехов больше, чем будет у брата?
Решение.
25 – 9 = 16 (ор.) – орехов поровну у Тани и брата.
16 : 2 = 8 (ор.) – орехов должна отдать Таня брату.
Ответ: Тана должна отдать брату 8 орехов.
Задание 320.
Числа |
8 |
14 |
18 |
9 |
18 |
27 |
18 |
36 |
72 |
81 |
Найти |
половину |
треть |
девятую часть |
Решение.
8 : 2 = 4 14 : 2 = 7 18 : 2 = 9 |
9 : 3 = 3 18 : 3 = 6 27 : 3 = 9 |
18 : 9 = 2 36 : 9 = 4 72 : 9 = 8 81 : 9 = 9 |
2) Найди треть 2 дм 4 см.
2 дм 4 см = 2 дм + 4 см = 2 • 1 дм + 4 см = 2 • 10 см + 4 см = 24 см
24 см : 3 = 8 см
Задание 321. За 9 кг кабачков заплатили 72 грн. Сколько стоят 5 кг таких кабачков?
Решение.
72 : 9 = 8 (грн) – цена кабачков.
8 • 5 = 40 (грн) – стоимость 5 кг кабачков.
Ответ: 5 кг таких кабачков стоят 40 грн.
Задание 322. (Устно.) 36 м уменьши в 9 раз; найди девятую часть 45 кг; найди, во сколько раз 9 меньше 72; реши уравнение х • 9 = 72.
Решение.
36 м : 9 = 4 м 45 кг : 9 = 5 кг 72 : 9 = 8 |
х • 9 = 72 х = 72 : 9 х = 8 8 • 9 = 72 |
Задание 323.
18 + 36 : 9 = 18 + 4 = 22
72 – 27 : 9 = 72 – 3 = 69
54 : (6 + 3) = 54 : 9 = 6
54 : 6 + 3 = 9 + 3 = 12
63 : 9 • 3 = 7 • 3 = 21
63 + 9 • 3 = 63 + 27 = 90
38 + 57 = 95
91 – 19 = 72
Задание 324. Тарас поймал а окуней, а Коля — b окуней. Запиши в виде выражений ответы на вопросы.
1) Сколько окуней поймали мальчики вместе?
2) На сколько больше окуней поймал Тарас?
3) Во сколько раз больше окуней поймал Тарас?
Решение.
1) а + b (ок.) – окуней поймали мальчики вместе.
2) а – b (ок.) – на столько больше окуней поймал Тарас, чем Коля.
3) а : b (раз) – во столько больше раз окуней поймал Тарас, чем Коля.
Задание 325. В группе туристов 36 мужчин и 27 женщин. Они сели в лодки, по 9 человек в каждую. Сколько было лодок? Реши задачу двумя способами.
Решение.
1-й способ: (□ + □) : □
36 + 27 = 63 (т.) – туристов всего.
63 : 9 = 7 (л.) – было лодок.
2-й способ: □ : □ + □ : □
36 : 9 = 4 (л.) – лодки с женщинами.
27 : 9 = 3 (л.) – лодки с мужчинами.
4 + 3 = 7 (л.) – было лодок.
Ответ: было 7 лодок.
Другие задания смотри здесь…
2+x-12) Tiger Algebra SolverШаг 1 :
x 2 - 8x + 15 Упростить ———————————— х 2 + х - 12
Попытка факторинга путем разделения среднего члена
1.1 Факторизация x 2 — 8x + 15
Первый член равен x 2 его коэффициент равен 1 .
Средний член равен -8x, его коэффициент равен -8.
Последний член, «константа», равен +15
Шаг-1: умножьте коэффициент первого члена на константу 1 • 15 = 15
Шаг 2. Найдите два множителя 15 , сумма которых равна коэффициенту среднего члена, который равен -8 .
-15 | + | -1 | = | -16 | ||
-5 | + | -3 | = | -8 | That’s it |
Шаг 3. Перепишите полином, разделяющий средний член, используя два множителя, найденные на шаге 2 выше, -5 и -3 9.0019 x 2 -5x-3x-15
Шаг-4: Сложите первые 2 термина, вытягивая, как факторы:
x • (x-5)
Складывают последние 2 термины, вытягивая общие факторы:
3 • (x-5)
Шаг-5: Сложите четыре члена шага 4:
(x-3) • (x-5)
, что является желаемой факторизацией
, пытаясь фактор
1.2 Факторинг x 2 +x-12
Первый член равен x 2 его коэффициент равен 1 .
Средний член равен +x , его коэффициент равен 1 .
Последний член, «константа», равен -12
Шаг-1: умножьте коэффициент первого члена на константу 1 • -12 = -12 равен коэффициенту среднего члена, который равен 1 .
-12 | + | 1 | = | -11 | ||
-6 | + | 2 | = | -4 | ||
-4 | + | 3 | = | -1 | ||
-3 | + | 4 | = | 1 | , что это |
Шаг -3: REWRATE
9003 на шаге 2 выше, -3 и 4
x 2 — 3x+4x — 12
Шаг -4: Сложите первые 2 термина, вытягивая, как факторы:
x • (x -3)
Складывают последние 2 термины, вытягивая общие факторы:
4 • (x-3)
Шаг-5: Сложите четыре условия шага 4:
(x+4) • (x-3)
, что является желаемой факторизацией
Отмена:
1. 3 (x-3), который появляется по обе стороны от дробной черты.
Окончательный результат:
x - 5 ————— х + 4
Калькулятор дробей
Этот калькулятор дробей выполняет базовые и расширенные операции с дробями, выражения с дробями в сочетании с целыми, десятичными и смешанными числами. Он также показывает подробную пошаговую информацию о процедуре расчета дроби. Калькулятор помогает найти значение из операций с несколькими дробями. Решайте задачи с двумя, тремя и более дробями и числами в одном выражении.
Правила выражений с дробями:
Дроби — для деления числителя на знаменатель используйте косую черту, т.е. для пятисотых введите 5/100 . Если вы используете смешанные числа, оставьте пробел между целой и дробной частями.
Смешанные числа (смешанные числа или дроби) сохраняют один пробел между целым числом и дробью
и используют косую черту для ввода дробей, например, 1 2/3 . Пример отрицательной смешанной дроби: -5 1/2 .
Поскольку косая черта является одновременно знаком дробной части и деления, используйте двоеточие (:) в качестве оператора деления дробей, т. е. 1/2 : 1/3 .
Decimals (десятичные числа) вводятся с десятичной точкой . и они автоматически конвертируются в дроби — т.е. 1.45 .
Математические символы
Символ | Название символа | Символ Значение | Пример |
---|---|---|---|
+ | plus sign | addition | 1/2 + 1/3 |
— | minus sign | subtraction | 1 1/2 — 2/3 |
* | asterisk | Умножение | 2/3 * 3/4 |
× | Times Sign | .1/2