Путин подписал закон о «суверенном интернете». Он вступит в силу через полгода
Автор фото, Alexei Druzhinin/TASS
Президент России Владимир Путин в среду подписал закон об автономной работе интернета в России. Он вступит в силу 1 ноября 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Основная цель нового закона, которую декларируют российские власти, — обеспечить работу российского сегмента интернета даже в том случае, если его отключат от общемировой сети.
Госдума одобрила документ 16 апреля, а 22 апреля его поддержал Совет Федерации. Авторы законопроекта — сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Госдумы Андрей Луговой.
Клишас, выступая в Совете Федерации, объяснил необходимость этого закона случаями отключения интернета в разных странах.
«Были ли такие примеры у нас на территории РФ? Уважаемые коллеги, были. Была ограничена работа на определенный период времени сайта Общественной палаты РФ, потому что один из американских институтов — юридических лиц, которые регулируют данную сферу — посчитал, что ОП РФ связана с ДНР», — цитировало его слова агентство Интерфакс.
Первая версия документа появилась в декабре прошлого года, уже в феврале 2019-го он прошел первое чтение в Госдуме. Ко второму чтению в законопроект было внесено 27 поправок, но сама концепция документа осталась той же, несмотря на критику и многочисленные предложения по изменению его положений.
Что изменится
Сейчас интернет-трафик в России не имеет национальных характеристик: сигнал направляется туда, где располагаются сервера конкретного сайта. Когда закон вступит в силу, маршрутизация трафика будет перестроена, чтобы сократить объем данных, передаваемых за рубеж.
Как надеются авторы документа, в таком случае такие критически важные сервисы, как, например, государственные сайты, продолжат работать и после гипотетического отключения России от интернета.
Помимо реестра запрещенных сайтов и реестра организаторов распространения информации появится еще один — реестр точек обмена трафиком между российскими и глобальными сетями. Весь обмен трафиком будет проходить только через них. Чтобы попасть в реестр, нужно будет соответствовать критериям, которые еще предстоит разработать ФСБ.
Согласно одной из поправок, подготовленной ко второму чтению документа в Госдуме, крупные провайдеры, владеющие трансграничными каналами связи, должны будут принимать участие в учениях по отключению России от глобальной сети.
Закон также предусматривает новый подход к блокировке интернет-ресурсов. Сейчас операторы по требованию Роскомнадзора ограничивают доступ к IP-адресам. Однако такую блокировку можно легко обойти, сменив IP-адрес, как показала история с попытками надзорного ведомства заблокировать мессенджер Telegram.
Новый закон обязывает провайдеры установить у себя оборудование для блокировки с помощью технологии DPI (от английского deep packet inspection, «глубокий анализ пакетов»). Она позволяет анализировать весь проходящий трафик и выделять в этом потоке специфические пакеты, свойственные конкретным сайтам или приложениям. Оборудование провайдерам будет установлено за счет государства.
Луговой также подготовил ко второму чтению еще одну поправку в документ, согласно которой отвечать за ограничение доступа к тому или иному ресурсу будут не операторы связи, а Роскомнадзор.
Критика закона
Документ неоднократно критиковали профильные эксперты и ассоциации, которые указывали, что его исполнение может привести к снижению скорости интернета для конечных пользователей.
Счетная палата обращала внимание, что выполнение положений документа приведет к подорожанию товаров и услуг.
Российский союз промышленников и предпринимателей направил в Госдуму отзыв на законопроект, в котором предупредил, что централизованное управление интернетом может стать причиной катастрофического отказа работы связи в России.
10 марта в Москве состоялся митинг против принятия законопроекта об изоляции рунета, на который, по данным движения «Белый счетчик», пришли более 15 тысяч человек.
Как будет действовать закон о «суверенном интернете»?
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым в России будет создана национальная система маршрутизации интернет-трафика.
Законом определяются необходимые правила маршрутизации трафика и организуется контроль их соблюдения, а также регулируются вопросы создания необходимой инфраструктуры, которая позволит обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам. Кроме того, законом создается возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи. Наконец, законом вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети.
Смотрите также
На наиболее часто поступающие в адрес редакции официального сайта Государственной Думы вопросы о том, как именно будет работать закон, отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин
Леонид Леонидович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0147 (Лермонтовский – Пензенская область)
.
Закон вводит целый ряд новых понятий, в частности, «точка обмена трафиком», «номер автономной системы» — что они означают?
— Точка обмена трафиком – это физическое место, где соединяются между собой сети различных организаций (крупных компаний, провайдеров интернет-услуг, хостинг-провайдеров и т.
п.). Упрощенно – это зал, где стоят стойки с коммутаторами и много-много проводов, в котором как на бирже предлагаются маршруты движения пакетов информации. Выбор маршрутов или, другими словами, обмен трафиком осуществляется со скоростями, превышающими скорость работы домашнего роутера во много раз. Такие точки существенно повышают качество и надежность интернета в стране и фактически являются национальным достоянием.Номер автономной системы – это обозначение сетевой структуры, которая принадлежит одной административной единице (ООО, ЗАО или иной юридической форме, либо физическому лицу) и которая имеет соединения более чем с одним интернет-провайдером, таким образом обладает определенной самостоятельностью и самодостаточностью.
Не следует путать номер автономной системы и IP-адрес. Автономной системе может быть назначено много IP-адресов.
При определении маршрута прохождения пакета данных в направлении конкретного IP-адреса используются номера автономных систем, что упрощает процесс маршрутизации. Можно провести аналогию с почтой: номер автономной системы – это как почтовый индекс, а IP-адрес – полный адрес абонента.
Правда ли, что Россию по этому закону могут отключить от Всемирной сети, и в стране будет создан свой отдельный интернет?
— Рунет является частью общемирового цифрового пространства. В нашей стране культура взаимодействия с сетью, бизнес-подходы строились на принципах открытости и доступности ресурсов сети. Благодаря этому, компании российского IT-сообщества добились существенных успехов, как на отечественном, так и на зарубежных рынках.
Когда критики закона говорят об изоляции Рунета, они переворачивают суть и задачи закона с ног на голову.
Его главная цель в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был доступен российским гражданам.
Чтобы все те сервисы, которые сегодня обеспечивают быстрое и удобное решение задач пользователей, а это электронные госуслуги, онлайн-банкинг, социальные сети, интернет-магазины, – были доступны в полном объеме.
Ощутят ли простые пользователи эффект закона на себе? Не вырастет ли плата за интернет, ведь операторы связи должны будут потратиться на специальные технические средства для противодействия киберугрозам?
— По заверениям авторов и профильных органов исполнительной власти, расходы, необходимые для закупки оборудования противодействия угрозам, заложены в бюджете Российской Федерации на 2019–2021 годы в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» в части, относящейся к федеральному проекту «Информационная безопасность».
Учения, о которых говорится в законе, — что это такое и как они будут проходить?
— Порядок проведения учений будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Предполагается, что их проведение не будет заметно обычным пользователям. Имеющийся опыт уже проводившихся тестов подтверждает реальность подобных утверждений.
Эта система будет действовать всегда или будет реализовываться только в случае чрезвычайных ситуаций (например, при попытках воздействия на российский сегмент сети извне)?
— Централизованное управление адресацией и маршрутизацией в Рунете будет вводиться только в случае выявления угрозы, то есть когда Центр мониторинга определит наличие критического сбоя во внешней сети или целенаправленного воздействия на национальный сегмент сети Интернет. Порядок централизованного управления сетью утверждается Правительством Российской Федерации.
Означает ли этот закон, что будет легче блокировать информацию?
— Информация, распространение которой запрещено в России, уже блокируется согласно процедурам, прописанным в законодательстве. Закон предусматривает переход на более технологически совершенный уровень, который обеспечит выполнение требований законодательства об информации более точными инструментами работы с интернет-трафиком, использование которых не должно отражаться на качестве и скорости доступа к интернет-сервисам для граждан и компаний.
Не повлечет ли закон блокировку социальных сетей, скажем, Facebook или Twitter?
— Хотел бы еще раз отметить, что закон не о блокировках, а о создании резервной системы обеспечения доступности ресурсов сети Интернет для российских пользователей, повышающей надежность и качество услуг связи.
: Технологии и медиа :: РБК
Заработает ли закон
Правительство должно было утвердить нормативно-правовые акты, которые уточняли бы многие положения закона. Например, список угроз, при которых управление сетью должно переходить Роскомнадзору, перечень оборудования, которое должно использоваться, и др. Согласно графику, утвержденному вице-премьером Максимом Акимовым в мае, к 1 августа должно было быть разработано и принято 29 актов. Затем государство должно было закупить оборудование и установить его на сети операторов.
Читайте на РБК Pro
По словам источника РБК в правительстве, некоторые подзаконные акты уже приняты, многие находятся на регистрации в Минюсте, а остальные — «в высокой степени готовности». В частности, правительство утвердило постановление о правилах взаимодействия владельцев технологических сетей связи с органами госбезопасности.
Однако на сетях операторов пока не установлено оборудование, предназначенное для централизованного управления трафиком и его фильтрации (Deep Packet Inspection; DPI). Пока оно проходит тестирование. Лабораторные испытания различных систем фильтрации трафика начались еще в августе 2018 года на сети «Ростелекома». По результатам этих тестов одним из лучших было признано оборудование от компании «РДП.РУ», которое в дальнейшем Роскомнадзор предложил протестировать МТС, «МегаФону» и «ВымпелКому» (бренд «Билайн»).
В конце сентября глава Роскомнадзора Александр Жаров впервые официально подтвердил факт тестирования оборудования для фильтрации трафика в рамках закона «о сувереном Рунете». Источники РБК сообщали, что оборудование от компании «РДП.РУ» установлено на сетях крупнейших операторов Уральского федерального округа: «Ростелекома», МТС, «МегаФона», «ВымпелКома», «ЭР-Телеком Холдинга» и «Екатеринбург-2000» (бренд «Мотив»). Причем собеседники РБК говорили, что завершить тестирование планируется к концу года, после чего будет принято решение о развертывании системы в других регионах. «После сдачи пилота будут оценивать, насколько «токсичным» он был для пользователей, то есть влиял ли на сервис, а также было ли заблокировано все из реестра запрещенных сайтов Роскомнадзора и не заблокировали ли что-то лишнее», — утверждал один из участников пилота на Урале.
Собеседник РБК в правительстве утверждает, что условием подключения оборудования будет сохранение качества связи. «Ключевое условие для использования специального оборудования — это недопущение негативного влияния для конечного пользователя. Без выполнения этих требований идея установки DPI теряет свою актуальность, и никто сознательно на такие риски не пойдет», — сказал он.
Автор
Александра Посыпкина
Сенаторы готовят систему штрафов для интернет-гигантов за нарушение российских законов
ФОТО: ИГОРЬ САМОХВАЛОВ / ПГИнтернет-компании, которые незаконно блокируют контент или, наоборот, отказываются делать это после жалоб, — такие, как Google и Facebook, подвержены в России административным санкциям. Об этом ограничении комиссии Совета Федерации по использованию средств массовой информации Алексей Пушков .
«Мы будем разрабатывать систему штрафов за незаконную блокировку контента на глобальных интернет-платформах», — сообщил он на сайте Международного комитета Совета Федерации, на котором опубликован текст заявления о нарушении принципов свободы слова глобальными интернет-гигантами.
Как сообщил сенатор, только с начала года выявлено 24 случая, когда пользователь был заблокирован интернет-гигантами согласно произвольному их решению руководства.
В частности, это касается блокировки Facebook на сутки аккаунта главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, а также отказ Instagram в доступе к видео Татьяны Навки с критикой протестов 23 января в Москве. Напомним, ранее Twitter заявил, что аккаунт экс-президента США Дональда Трампа заблокирован «навечно».
Пушков напомнил, что власти в декабре оштрафовали Google и Amazon на 100 миллионов евро и 35 миллионов евро соответственно за нарушение национального законодательства (компании без предупреждения и согласия пользователей закачивали на их компьютеры файлы, позволяющие вести наблюдение за людьми — компаниям дано три месяца на их компьютерах на устранение нарушений, за каждый день просрочки с них будут взимать 100 тысяч евро штрафа).
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в апреле.
России не нужен единый закон об Интернете — эксперт
России не нужен единый закон об Интернете, достаточно лишь внести поправки в отдельные законы, связанные с этой сферой. Такое мнение высказал сегодня директор Координационного центра национального домена Андрей Колесников на встрече с журналистами, приуроченной к 16-летию Рунета.
«О едином законе речь не идет, нужны точечные поправки в ряд законов, связанных с Интернетом», — считает А. Колесников. Прописать все правила функционирования сети в одном законе невозможно, убежден эксперт. Главная проблема, по его мнению, находится в области понятийной базы. «В разных законодательных актах слово «Интернет» используется в разных смыслах, поэтому нужно четко прописать все определения этой сферы», — отметил эксперт. К этому, по его мнению, необходимо привлекать «специалистов высшей юридической пробы», при этом ориентирующихся в сфере ИТ.
«Хотелось бы до осени наметить основные направления работы», — сказал А. Колесников, добавив, что сейчас формируется список законов, в которые, по мнению экспертов, нужно внести изменения.
Проблема необходимости законодательного регулирования Интернета на протяжении последних лет широко обсуждается как в России, так и в мировом сообществе. В прошлом году Госдума приступила к разработке законопроекта об Интернете, в котором планируется четко прописать правила деятельности в глобальной сети. Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Так, противники этого закона опасаются, что он приведет к ограничению свободу слова в сети. «Как только государство захочет контролировать Интернет, мы это почувствуем», — утверждает А. Колесников. В то же время он убежден, что ограничить свободу в Интернете невозможно в принципе — «те, кому надо, всегда найдут, как обойти препятствия».
Кроме того, как ранее сообщалось, 19 марта этого года первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов в поручил Министерству связи и массовых коммуникаций и Министерству культуры совместно с заинтересованными ведомствами обеспечить представление в Правительство законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие при использовании сети Интернет. В данном законопроекте предлагается определить субъекты, оказывающие услуги в сети Интернет, их ответственность за нарушение авторских и смежных прав.
Также Министерству связи и массовых коммуникаций и Министерству культуры совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ поручено подготовить предложения по организации проведения конференции с участием зарубежных экспертов для обсуждения данной проблематики. И. Шувалов подчеркнул, что такое обсуждение может пройти в рамках сотрудничества стран-членов СНГ.
Главная страница ▪ Официальный интернет-портал правовой информации
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28. 01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
просмотров: 15929перейти к документуПостановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1867 «О перечне отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин, порядке составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, и порядке их предварительной установки»
просмотров: 9585перейти к документуПостановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
просмотров: 6933перейти к документуПостановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 489 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384»
просмотров: 6274перейти к документуПриказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.02.2021 № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по представлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений»
просмотров: 5699перейти к документуВладимир Путин призвал регулировать интернет через «моральные законы» общества
Иначе интернет может разрушить общество изнутри, полагает глава государства. Путин также сказал, что не нужно «ломать зубы» тем, кто пренебрежительно относится к ветеранам, но не стал конкретизировать, кого имеет в виду
Владимир Путин. Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента/ТАССПрезидент РФ Владимир Путин призвал регулировать интернет через «моральные законы» общества. Об этом он заявил на встрече с участниками акции взаимопомощи «Мы вместе».
«Интернет проник уже во все сферы нашей жизни, и по большому счету он должен все-таки подчиняться не просто формальным законам, юридическим правилам, но и моральным законам общества. А там, к сожалению, мы сталкиваемся с чем? Не только с призывами выходить на улицу в рамках несанкционированных уличных мероприятий. Сталкиваемся в интернете с детской порнографией, с детской проституцией, с распространением наркотиков, с вытаскиванием на ту же улицу для того, чтобы там похулиганить, подраться с полицией, а потом за детей спрятаться, подставляя их вперед. И всегда это источник получения прибыли, в том числе и при подталкивании несовершеннолетних и подростков к суицидам, к самоубийствам. А когда полиция добирается до этих уродов, это совсем другие люди. Одно дело, когда сидит в интернете, и такой крутой Рембо там, толкает девчонку какую-то или пацана с крыши прыгать, как только полиция зашла, в штаны наложил в прямом смысле этого слова. Ублюдок такой там сидит, понимаете, букашка, раздавить его не жалко, девочек, пацанов подталкивает к суицидам. И при этом выстраивают всю работу таким образом, что на этом еще и зарабатывают. Рекламку размещают, еще что-то делают, еще что-то. Вот в чем все дело».Путин также высказался о ветеранах, отметив, что это «люди особой закваски, особой крепости духа». И сказал о тех, кто, по его мнению, пренебрежительно относится к ветеранам: им «зубы ломать не нужно, они сами в бессильной злобе себе зубы переломают». Президент не стал конкретиризировать, что он имеет в виду.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Новый закон расширит цензуру Интернета в России
19 ноября в российский парламент был внесен законопроект, дающий властям право блокировать веб-сайты, подвергающие цензуре контент российских государственных СМИ. В законопроекте утверждается, что эти веб-сайты нарушают право россиян на доступ к информации.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, с апреля 2020 года российские власти зафиксировали не менее 20 инцидентов, в которых такие платформы, как Twitter, Facebook и YouTube, подвергали цензуре контент государственных российских медиакомпаний, таких как RT, РиаНовости и других.Ранее в этом месяце власти заявили, что Google намеренно исключил видео журналиста главного государственного телеканала России со страницы «Тенденции» на YouTube. В октябре суд Москвы обязал Google отменить возрастные ограничения, наложенные компанией на документальный фильм об осаде школы в Беслане в 2004 году, в котором использовались сцены насилия.
Законопроект вводит реестр для «владельцев веб-сайтов», который будет осуществлять цензуру «информации, имеющей общественное значение», если власти сочтут цензуру «дискриминационной или основанной на экономических и политических санкциях против России».«Законопроект уполномочивает генерального прокурора отдавать приказ о полной или частичной блокировке перечисленных веб-сайтов, если они продолжают« нарушать »закон.
Российские власти уже имеют ряд инструментов для ограничения доступа к онлайн-контенту. Например, закон о суверенном Интернете 2019 года позволяет правительству использовать технологии для отслеживания, фильтрации и перенаправления интернет-трафика, что вызывает обеспокоенность по поводу произвольной и внесудебной блокировки законного контента.
В последние годы российские власти приказали заблокировать интернет-сервисы и платформы за несоблюдение российского законодательства.В декабре 2019 года штрафы за несоблюдение правил хранения данных были увеличены до шести миллионов рублей (78 700 долларов США). В прошлом месяце в первом чтении прошел в парламенте еще один законопроект, вводящий штрафы за отказ блокировать контент, который российские власти считают недопустимым.
В июне 2020 года Европейский суд по правам человека вынес решение по четырем искам, возбужденным против России, установив, что блокировка целых веб-сайтов нарушает право владельцев на распространение информации и право общественности на ее получение.
Часто непрозрачные и непоследовательные политики и методы глобальных интернет-компаний по удалению или модерации онлайн-контента заслуживают критики; но полная блокировка онлайн-платформ, используемых миллионами россиян, как предлагается в этом законопроекте, делает обратную защиту доступа к информации. Российский парламент должен отклонить законопроект и сосредоточиться на обеспечении того, чтобы существующие полномочия государственной цензуры соответствовали критериям необходимости, законности и соразмерности.
Расшифровка российского «суверенного закона об Интернете»
Германии и ЕС следует оценить риски и долгосрочные последствия нового российского законодательства об Интернете для европейских компаний и субъектов гражданского общества. |
Учреждениям ЕС, особенно Европейской комиссии с ее геополитической направленностью и амбициями, необходимо подумать о разработке механизмов для защиты компаний и субъектов гражданского общества в странах-членах ЕС от неблагоприятных факторов, создаваемых новыми правилами России. |
Германия и ЕС должны активно продвигать преимущества глобального Интернета и вовлекать основные заинтересованные стороны, представителей гражданского общества и бизнес-структуры в широкую дискуссию о том, как сохранить и улучшить его будущее. |
Новый «суверенный закон об Интернете»
Новые правила об Интернете в России, большинство из которых вступили в силу 1 ноября 2019 г., а другие должны следовать в январе 2021 г., привлекли международное внимание и были публично названы российским «суверенным законом об Интернете». Фактически, такого нового закона не было, а была серия поправок к существующим федеральным законам «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации».”
Официально поправки направлены на защиту Интернета в России от внешних угроз. Фактически, они обеспечивают важнейшую правовую основу для создания централизованной системы управления Интернетом со стороны государственной власти, что теоретически позволяет изолировать российскую сеть от глобального Интернета. Эти три поправки имеют особенно далеко идущие последствия:
- Обязательный монтаж технических средств противодействия угрозам
- Централизованное управление телекоммуникационными сетями в случае угрозы и механизм контроля линий присоединения, пересекающих границу России
- Внедрение Российской национальной системы доменных имен (DNS)
Цели России
С помощью этих трех ключевых поправок Россия пытается достичь как минимум трех различных целей.Во-первых, он нацелен на создание механизма эффективного наблюдения за Интернетом в пределах его границ. С этой целью поправка, касающаяся установки «технических средств противодействия угрозам», позволяет усилить государственный контроль над информацией и предотвратить ее распространение в случае необходимости. Следовательно, реализация нового законодательства может дать российскому правительству возможность ограничить активность оппозиции в социальных сетях, помогая ему предотвращать протесты, подобные протестам 2011–2013 годов в преддверии выборов в российский парламент, Государственную думу, намеченных на 2021 и 2021 годы. президентские выборы назначены на 2024 год.Даже если эту поправку технически сложно реализовать, как будет объяснено ниже, сам закон является частью продолжающейся стратегии запугивания режима Путина и повлияет на российское общество.
Во-вторых, государство стремится стать ключевым регулятором Интернета в России. Недавняя поправка, позволяющая государству создавать централизованный контроль над интернет-инфраструктурой путем введения трансграничного контроля линий подключения и перенаправления трафика, является попыткой обеспечить изоляцию национальной сети от глобального Интернета, для чего государство может открывать и закрывать «цифровые границы» и определять поток информации внутри них по своему усмотрению.Хотя тотальный государственный контроль над Интернетом в России останется невозможным до тех пор, пока страна подключена к миру через существующую инфраструктуру глобального Интернета, принятие этой поправки режимом Путина было попыткой представить свой контроль над телекоммуникационными линиями, сетями и т. Д. и трафик как свершившийся факт.
В-третьих, Россия намерена расширить государственно-ориентированную модель Интернета на международный уровень. Поправка, направленная на создание инфраструктуры для национальной системы доменных имен (DNS), может, если она будет достигнута в соответствии с планом в январе 2021 года, создаст российский сегмент Интернета — параллельный и, вероятно, несовместимый с существующим.Этим шагом Россия не стремится изолировать себя от остального мира, а скорее создает прецедент, которому могут последовать другие государства, стремящиеся к суверенитету над своими сегментами Интернета. Предположительно, России потребуется более тесное сотрудничество с Китаем, чем она уже есть, для разработки технологий для достижения своих целей и координации своей интернет-политики на международном уровне. В долгосрочной перспективе такое сотрудничество может привести к расколу глобального Интернета и смене заинтересованных сторон и полномочий.
Риски для других
Хотя некоторые последствия трех поправок до сих пор неясны, а некоторые правила и требования еще не приняты, новое законодательство уже несет в себе конкретные риски, которые касаются не только самой России, но и Германии и других европейских стран, которые сотрудничают с Россией и владеют ею. компании, работающие в нем.
Обязательное теперь «техническое оборудование для противодействия угрозам», например, также сможет определять приоритеты трафика.Он может задерживать поток одних типов сетевых пакетов, отдавая приоритет другим, повышая их производительность. На практике пользователи определенных веб-сайтов и сервисов могут испытывать медленный доступ или недоступность. Такая расстановка приоритетов может поставить под угрозу сетевой нейтралитет и привести к дискриминации компаний, не защищенных российским государством.
Тот факт, что для этого нового оборудования не существует ни технических требований, ни сертификации, также означает, что сбои в сети более вероятны. Компании, работающие в России, в свою очередь, могут понести сопутствующий ущерб, вызванный новым оборудованием, с ограниченными возможностями возмещения убытков.
Кроме того, более вероятная перспектива так называемого «сплинтернет», где сегменты Интернета контролируются и регулируются разными государствами и субъектами, может привести к несовместимости между техническими, нормативными и эксплуатационными стандартами, что препятствует трансграничному сотрудничеству. и функциональная совместимость глобального Интернета.
Централизация государственного контроля над децентрализованным Интернетом
Россия имеет давнюю политику в области информации и Интернета, с помощью которой она уже пыталась контролировать Интернет в предыдущие годы, как было также описано в недавнем документе DGAP Андрея Солдатова (см. Информационное окно ниже).Но в текущей практике государственные органы применяют уже существующие в России ограничительные законы об Интернете выборочно по двум причинам. Во-первых, из-за отсутствия технических возможностей некоторые законы не могут быть реализованы. Во-вторых, некоторые интернет-сервисы и приложения настолько популярны, что государство не блокирует их, чтобы избежать общественного недовольства.
В целом, чтобы получить большее влияние во внутреннем Интернете, государственные органы могут внедрять централизованные и децентрализованные механизмы контроля.Какой из них выбрать, в основном определяется сетевой инфраструктурой и объемом контроля стран над своими сетями. Китай, например, выбирает централизованное управление; страна поставила под свое иго провайдеров интернет-услуг (ISP) на раннем этапе, и трафик направляется через «узкие точки», сетевые узлы, через которые проходят данные при входе или выходе из внутренней сети страны. Такие страны, как Великобритания, Индия и Россия, в настоящее время имеют гораздо меньший контроль над своими сетями и внутренними интернет-провайдерами.В их случае предпочтителен децентрализованный подход. Власти вводят новые законы и политические меры и обязывают интернет-провайдеров их соблюдать. До этого момента Россия была «крупнейшей и самой агрессивной» страной, осуществлявшей децентрализованный контроль, о чем свидетельствуют законы, принятые с 2012 года, регулирующие Интернет. Новые поправки, внесенные в 2019 году, призваны предоставить российским властям более централизованные полномочия. Роскомнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — и центральный пункт управления сетями и объектами связи, а также персональными данными в России, желает отслеживать трафик в его источнике, не имея между собой интернет-провайдера. или интернет-сервисы, не соответствующие новым правилам.
Очевидно, Россия сейчас пытается догнать то, что Китай быстро реализовал на заре Интернета: централизованные и эффективные механизмы контроля в корне сети.
Один из первых законов был принят в ответ на серию массовых протестов в 2011–2013 годах. Протесты были направлены против манипулирования парламентскими выборами и так называемой рокировки — смены позиций между тогдашним президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. .Оппозиция широко использовала Интернет для вывода людей на улицы. По реакции государства в 2012 году вступил в силу закон о едином реестре запрещенных сайтов. Регистр изначально включены сайты, содержащие детскую порнографию и наркотики. Но менее чем через два года, в 2014 году, в него вошли веб-сайты, пропагандирующие беспорядки или содержащие экстремистский контент или участие в массовых публичных мероприятиях. С 2015 года все отечественные и зарубежные интернет-компании обязаны обеспечивать запись, систематизацию, накопление и хранение персональных данных граждан России на серверах, физически расположенных на территории России. В 2016 году вступил в силу Закон Яровой (назван в честь Ирины Яровой, члена партии «Единая Россия» в Госдуме и соавтора закона). С тех пор телекоммуникационные компании были обязаны хранить содержание текстовых сообщений, телефонных разговоров, изображений и видео в течение шести месяцев, а также их метаданные в течение трех лет на территории России. Они должны предоставить эту информацию службам безопасности по запросу. |
Последствия трех ключевых поправок
Ниже подробно объясняются последствия трех ключевых поправок, включенных в новые правила.
1. Обязательная установка технических средств противодействия угрозам
Эта поправка требует, чтобы все интернет-провайдеры установили в своих сетях «техническое оборудование для противодействия угрозам стабильности, безопасности и функциональной целостности Интернета на территории Российской Федерации» (TSPU). В законодательстве не указано, какое техническое оборудование следует использовать. Хотя на момент написания этого документа еще не было официального постановления об этом оборудовании и его технических требованиях, в статьях этой поправки указано, что Роскомнадзор предоставит его провайдерам бесплатно.Технология, по всей видимости, будет установлена по всей стране одной компанией под названием «Центр обработки и автоматизации данных» и будет контролироваться Роскомнадзором.
Прошлая попытка российского государства заблокировать Telegram, облачное приложение для обмена сообщениями, является хорошим примером того, как режим пытается использовать эту поправку для предотвращения неограниченного общения, которое может использоваться для координации социальных волнений и оппозиционных движений. Telegram утверждает, что обеспечивает безопасный обмен информацией с помощью сквозного шифрования, что делает связь возможной без возможности ее чтения спецслужбами.В 2018 году, по словам основателя компании Павла Дурова, у Telegram было более 15 миллионов пользователей в России.
В попытке заблокировать Telegram Роскомнадзор безуспешно пытался заблокировать IP-адреса серверов Telegram. Чтобы окончательно запретить сервис и предотвратить скрытую связь, российские власти могут использовать, среди прочего, технологию, обычно называемую Deep Packet Inspection (DPI). Эта новая поправка обязывает интернет-провайдеров соглашаться и сотрудничать в процессе установки систем DPI или аналогичных технологий.
Основными техническими компонентами систем DPI являются так называемые черные ящики, которые устанавливаются в хабах интернет-провайдеров для анализа как пакетов данных, так и содержимого сообщений. Они позволяют отслеживать, фильтровать и замедлять запросы, а также блокировать определенный контент. Черные ящики также могут определять, к какой службе или приложению относится каждый пакет данных. Хотя системы DPI используются в России с 2012 года, когда было принято законодательство о создании черного списка в Интернете, провайдеры еще не внедрили их широко из-за их высокой стоимости, которую они должны были нести самостоятельно. |
Анонимные источники сообщили BBC, что системы DPI, которые уже были протестированы в сетях всех основных операторов мобильной связи в Уральском регионе, действительно являются выбором Роскомнадзора. Хотя поэтому можно предположить, что реализация поправки TSPU будет основана, по крайней мере частично, на использовании технологии Deep Packet Inspection — точные характеристики, возможности и эффективность которой неизвестны — она также может включать другое оборудование. и программные решения, которые в настоящее время также неизвестны.
Могут быть заблокированы даже зашифрованные соединения
Если Роскомнадзор широко внедрит системы DPI или аналогичные технологии, они могут быть использованы для блокировки нежелательного трафика и жесткой цензуры в российской сети. Можно подумать, что системы DPI не могут идентифицировать и, следовательно, блокировать пакеты зашифрованных соединений, таких как защищенный протокол передачи гипертекста (HTTPS), который широко используется во всемирной паутине. К сожалению, это не совсем так. Поскольку пакеты данных — даже те, которые отправляются через зашифрованное соединение — всегда отправляются в определенное место назначения, они всегда должны содержать видимый адрес.Эта информация не может быть зашифрована, потому что в противном случае интернет-провайдер не знал бы, на какой адрес он должен отправить запрос пользователя. Например, интернет-провайдер будет знать, что пользователь запрашивает данные с YouTube, размер запроса и его длину. Но благодаря шифрованию он не будет знать, какое именно видео смотрит пользователь.
Для российских властей адрес посылки может быть достаточным индикатором для блокировки запросов с нежелательных веб-сайтов. Одним из возможных решений было бы для пользователя скрыть адрес пакета, который он или она хочет отправить, перенаправив его через виртуальную частную сеть (VPN).В этом случае пользователь общается не напрямую с интернет-провайдером, а через одну или несколько организаций между ними. Это делает пункт назначения запроса видимым только для поставщика услуг VPN, но не для интернет-провайдера. Но, поскольку российские власти также пытаются использовать системы DPI или аналогичные технологии для отключения VPN-сервисов, этот обходной путь может рано или поздно перестать быть жизнеспособным вариантом.
Еще один обходной путь, который используется в настоящее время, — это метод, называемый «входом в домен», при котором запрос перенаправляется на тот же сервер после того, как установлено HTTPS-соединение.Этот метод, среди прочего, использовался Telegram для обхода запретов Роскомнадзора на IP. Однако и этот обходной путь становится все труднее реализовать, поскольку такие компании, как Amazon или Google, которые используют серверы, также используемые для доступа к доменам, стремятся положить конец этой практике.
Скорость движения может быть приоритетной и дискриминированной
DPI или аналогичные технологии также могут использоваться для определения приоритетов и различения трафика. Приоритет трафика может иметь далеко идущие последствия для сетевого нейтралитета, особенно если это осуществляется государственным органом.Роскомнадзор может снизить скорость трафика всех неизвестных или нежелательных подключений и установить приоритетность доверенных подключений организаций, которые соответствуют установленным правилам.
Европейские операторы электросвязи могли подтвердить, что такая приоритезация и дискриминация трафика работают. Более крупные интернет-провайдеры, включая Deutsche Telekom, подозреваются в использовании DPI в коммерческих целях, чтобы контролировать скорость трафика и блокировать интенсивные формы потребления (например, потоковую передачу), которые не включены в контракт с пользователем.И если интернет-провайдеры могут замедлить соединение, Роскомнадзор может сделать то же самое, чтобы оказать огромное давление на компании, которые не соблюдают установленные правила. Если государственный орган массово замедлит некоторые связи, целевые компании могут столкнуться с проблемами, которые угрожают их бизнесу. Это может включать заметное сокращение своей пользовательской базы, поскольку клиенты, недовольные неудобствами существенно более медленных услуг, вынуждены искать альтернативы.
Если эта поправка будет полностью реализована, то обойти службы DPI и получить доступ к ограниченным областям Интернета будет очень сложно, за исключением высококвалифицированных пользователей, что приведет к «асимметрии эффективности блокировки».«Поскольку следует предполагать, что ИТ-специалисты могут обходить системы DPI, официальная цель поправки — отражение угроз — не совсем правдоподобна. Другими словами, более вероятно, что основной целью широкого внедрения DPI являются обычные пользователи в России, чье использование Интернета, несомненно, будет ограничено. Частные компании также могут стать мишенью для причинения им экономических неудобств.
2. Централизованное управление телекоммуникационными сетями при возникновении угрозы и механизм контроля линий присоединения, пересекающих границу России
Эта новая поправка гласит, что Роскомнадзор может взять на себя централизованное управление сетью в случае «угрозы». Три основные угрозы определены в постановлении правительства о «централизованном управлении сетью связи общего пользования», которое в настоящее время все еще находится на стадии разработки и еще не вступило в силу. Эти угрозы:
- для целостности сети, например, когда невозможно установить соединение между пользователями;
- на стабильность сети, например, когда оборудование работает некорректно или отключено из-за стихийных бедствий или техногенных катастроф;
- для обеспечения безопасности функционирования сети, например, когда хакеры атакуют сеть, и интернет-провайдеры не могут противостоять атаке, или когда сами интернет-провайдеры вызывают сбои.
Если какая-либо из этих угроз материализуется, российские интернет-провайдеры должны будут соблюдать правила, установленные Роскомнадзором, которые затем запрещают маршрутизацию телекоммуникационных сообщений через сети связи, расположенные за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, когда две автономные системы хотят взаимодействовать друг с другом, они должны будут сделать это через обмен трафиком и точки подключения, контролируемые Роскомнадзором. Агентство может попросить любого интернет-провайдера или человека, управляющего автономной системой, «изменить маршруты телекоммуникационных сообщений» и направить эти сообщения с помощью «технических средств противодействия угрозам стабильности, безопасности и целостности функционирования […] Интернета.”
Кроме того, это новое изменение создает механизм контроля для линий связи, пересекающих границу Российской Федерации. Все владельцы таких линий связи обязаны сообщать Роскомнадзору не только о своем назначении, но и о том, какие объекты существуют на этой линии.
На границах России более 40 провайдеров, и на данный момент нет крупных узких мест
Опасность Kill-Switch
Вышеупомянутые положения дают государственным органам возможность создать «аварийный выключатель», относительно простой в использовании механизм, который можно использовать для отключения большей части российского Интернета. В случае такого отключения даже системы обхода DPI, VPN или другие неопознанные соединения не будут работать — связь становится физически невозможной.
Глобальный Интернет силен и избыточен, потому что его трафик обрабатывается сетью компьютеров и серверов; поэтому данные могут проходить по разным путям, чтобы достичь места назначения. Объем централизованного обмена трафиком и узких мест сильно влияет на способность правительства цензурировать и подавлять потоки данных.Чем меньше количество узких мест, тем легче ими управлять.
С введением этой новой поправки российские власти ослабят устойчивую структуру российского Интернета, направляя трафик через централизованные, контролируемые государством точки подключения, которые могут быть отключены в случае «угрозы». Российские власти могут вскоре отключить основные части сети и, таким образом, предотвратить проникновение или распространение информации, критичной по отношению к правительству, внутри страны.
В прошлом в разных странах происходило несколько преднамеренных отключений Интернета в разных масштабах. Умышленное отключение на месте теоретически возможно в любой стране со слабой правовой системой — потому что его можно протолкнуть с небольшим юридическим сопротивлением. Например, одно такое отключение произошло в августе 2019 года во время митингов в центре Москвы; BBC утверждает, что его запросили правоохранительные органы. В ноябре 2019 года Иран на несколько дней отключил большую часть своего интернета.Однако это общенациональное отключение стало возможным только потому, что страна полагается на передачи данных через узкие точки и имеет очень ограниченное количество интернет-провайдеров, которые все контролируются государством. В отличие от Ирана, у России более 40 провайдеров на своих границах, много интернет-провайдеров и — на данный момент — нет крупных узких мест. Эти параметры затрудняли выполнение любого крупного отключения Интернета в России. Новые поправки, однако, создают новую правовую основу именно для такого сценария, тем самым повышая вероятность остановки.
3. Внедрение Российской национальной системы доменных имен (DNS)
Эта ключевая поправка касается создания Российской национальной системы доменных имен (DNS), которая должна быть внедрена к январю 2021 года. Она направлена на «обеспечение стабильного и безопасного использования доменных имен на территории Российской Федерации». Российская национальная доменная зона будет состоять из собственной инфраструктуры, что означает корневые серверы и собственные доменные имена. Роскомнадзор снова наделен огромными полномочиями: он будет определять положения о национальной DNS, требования к ней и порядок ее создания, а также правила ее использования.Также будет определен список групп доменных имен, составляющих национальную доменную систему России.
Создание собственной национальной DNS никогда не было успешным ни в одной стране. Поэтому очень трудно предсказать, сможет ли такая система работать параллельно с используемой в настоящее время всемирной DNS, которая распределяется и управляется Международной корпорацией по присвоению имен и номеров (ICANN). Национальная DNS будет иметь смысл только в том случае, если страна выберет долгосрочную и полную изоляцию своего Интернета.Если России удастся реализовать новые поправки, предусматривающие контроль над всеми сетями и серверами на ее собственной территории и позволяющие их отключение от глобального Интернета, тогда ей потребуется собственная система доменных имен. Это отделит российские веб-сайты от международной DNS, что сделает их недоступными во всех других частях мира. В то же время Россия, скорее всего, не сможет использовать глобальную DNS.
Стремление к независимости от ICANN
В пояснительной записке к новому закону России о «суверенном Интернете» российский законодательный орган утверждает, что он был создан в свете «агрессивного характера Национальной стратегии кибербезопасности США, принятой в сентябре 2018 года.В нем США обвиняют Россию — наряду с Китаем, Ираном и Северной Кореей — в использовании «кибер-инструментов для подрыва [ее] экономики и демократии, [и] кражи [ее] интеллектуальной собственности». Кроме того, в документе говорится, что США накажут тех, кто использует против них кибератаки. Согласно пояснительной записке, России необходимо принять «защитные меры для обеспечения долгосрочной и стабильной работы Интернета в России, а также для повышения надежности российских интернет-ресурсов.”
Но было бы ошибочным рассматривать новое законодательство России в области Интернета как простую реакцию на Национальную стратегию кибербезопасности США от 2018 года. С 2012 года Россия активно критиковала доминирующее положение ICANN в координации глобальной DNS, распределении IP-адресов и управлении Интернет. Параллельно Россия продвигает альтернативную модель управления Интернетом с сильным государственным суверенитетом и в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ) ООН.
Россия продвигает альтернативную модель управления Интернетом с сильным государственным суверенитетом
Опасения россиян быть отключенными от интернета, выраженные в пояснительной записке, не совсем правдоподобны. Прежде всего, поскольку ICANN является независимой организацией, вмешательство со стороны правительства США с юридической точки зрения почти исключено. Более того, правительство США, скорее всего, технически не способно закрыть домены, связанные с российскими веб-сайтами.Всемирной DNS управляет IANA (Управление по присвоению номеров в Интернете), подразделение ICANN, расположенное в Калифорнии. Домены верхнего уровня (TLD), такие как .ru или .de, хранятся в так называемых файлах корневой зоны. Эти файлы, которые управляются ICANN и могут считаться основой Интернета, в основном хранятся на 13 серверах корневой зоны по всему миру, десять из которых расположены в США, а по одному — в Нидерландах, Швеции и Японии. Но файлы TLD также хранятся на многих других серверах имен. Если, например, 10 корневых серверов на территории США будут изменены таким образом, что домены российских веб-сайтов будут перенаправлены, останутся еще три других корневых сервера и все серверы имен. Как только обнаруживается манипуляция с файлами корневой зоны, поставщики DNS могут остановить процесс зеркалирования с корневых серверов США. Следовательно, на всех остальных DNS-серверах по-прежнему будут файлы, предоставляющие доступ к российским доменным именам. Следовательно, даже если почти все корневые серверы расположены в США, отключение правительством США ДВУ, связанных с российскими веб-сайтами, нереалистично.
На этом фоне кажется, что целью этой новой поправки является не защита Интернета в России от внешних атак, а, скорее, упреждающий шаг к отделению своего собственного национального сегмента от инфраструктуры глобального Интернета, чтобы получить выгоду. государственный суверенитет над ним.Прежде всего, проприетарный DNS сделает Россию независимой от ICANN, в которой, по мнению Кремля, доминируют США. И хотя техническая реализация кажется непростой, национальная DNS является ключевой частью, которая позволит государству отключить внутренний Интернет на длительный срок. Тогда России не придется справляться с международным трафиком и, следовательно, с нежелательной информацией, исходящей или поступающей из страны.
Россия, вероятно, будет развивать партнерство с Китаем
Амбиции России по построению модели государственного контроля над Интернетом, созданию собственной национальной DNS и установлению новых правил в киберпространстве имеют смысл только в том случае, если она объединяется с другими странами.Еще неизвестно, сколько стран захотят присоединиться к его эксперименту. Однако, когда дело доходит до Интернета, у России уже есть давние отношения с Китаем. В обеих странах было проведено несколько встреч на высоком уровне по кибербезопасности и контролю за Интернетом.
В мае 2015 года Россия и Китай подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве в области международной информационной безопасности и определили широкий спектр форм такого сотрудничества. Соглашение включает «создание каналов связи и контактов для совместного реагирования на угрозы», «обмен информацией о законодательстве государств по обеспечению информационной безопасности» и «взаимодействие в разработке и продвижении стандартов международного права для обеспечения национального и международная информационная безопасность. ”
Кроме того, в июне 2016 года Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление о сотрудничестве в области развития информационного пространства. Оба лидера подчеркивают, что они «как всегда отстаивают принцип уважения национального суверенитета в информационном пространстве» и «исследуют возможности разработки универсальных правил ответственного поведения в информационном пространстве в рамках ООН». Действительно, Китай часто поддерживал инициативы России по установлению правил в киберпространстве в рамках ООН.
Китайско-российское сотрудничество может привести к разрушению глобального Интернета
Такое сотрудничество с Китаем может быть выгодно для амбиций России в Интернете как во внутренней, так и во внешней политике по нескольким причинам. Прежде всего, отклонение России от Запада означает, что ей могут потребоваться технологии из Китая; Фактически, он уже заключает сделки с китайскими компаниями. Например, в июне 2019 года Huawei подписала — в присутствии президента Владимира Путина и президента Си Цзиньпина — контракт с МТС, одной из крупнейших российских телекоммуникационных компаний, о развитии сети 5G в России.Буквально через пару месяцев они совместно запустили первую тестовую зону 5G в Москве.
Во-вторых, российские власти могут извлечь выгоду из опыта Китая в регулировании и надзоре за Интернетом, когда дело доходит до реализации своего нового законодательства о контроле за Интернетом. По сообщениям прессы, Роскомнадзор и его китайский коллега — Управление киберпространства Китая — собираются сотрудничать в противодействии распространению запрещенной информации.
Однако сотрудничество между Москвой и Пекином не означает автоматически, что российские власти могут просто имитировать процедуры Китая по блокированию нежелательного трафика.Как уже упоминалось, учитывая тот факт, что Китай начал процесс изоляции и реализации своего так называемого «Великого файрвола» в первые дни своего участия в Интернете, структура сети Китая на данный момент сильно отличается от российской. который с самого начала был полностью интегрирован в глобальный децентрализованный Интернет. В то время как в китайском Интернете очень мало узлов для обмена трансграничным трафиком, в России их много, некоторые из которых даже не находятся в поле зрения государственных органов.
Германия должна добавить координирующую поддержку существующей модели управления Интернетом с участием многих заинтересованных сторон
Кроме того, поскольку Китай имеет свои собственные глобальные интернет-сервисы, он не полагается на YouTube, WhatsApp, Google или Facebook. В России американские компании Google и Facebook в настоящее время предоставляют одни из наиболее широко используемых интернет-платформ. Многие из этих компаний работают на международном уровне. Google, например, хранит пользовательские данные на множестве различных серверов по всему миру, что затрудняет их регулирование.Поскольку российское общество и экономика в большой степени полагаются на такие сервисы, как социальные сети, поисковые системы, финансовые услуги и «Программное обеспечение как услуга» (SaaS), замена зарубежных версий отечественными версиями кажется почти непреодолимой задачей. Простое закрытие иностранных платформ также имело бы огромные негативные последствия для экономики и, вероятно, вызвало бы общественное возмущение.
Кроме того, России необходимо сотрудничать с Китаем на международном уровне, чтобы продвигать идею государственного суверенитета в киберпространстве.Как предполагалось ранее, отделение России от глобального Интернета имело бы смысл только в том случае, если бы у страны были союзники, с которыми она могла бы создать параллельную сеть. В ноябре 2017 года стало известно, что Совет безопасности России поручил Минкомсвязи и МИД разработать идеи отдельной интернет-инфраструктуры и собственной системы корневых серверов DNS для стран БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая, и Южная Африка — независимо от ICANN.Успешное создание регионального сегмента Интернета будет зависеть от разработки Россией и Китаем сетевой инфраструктуры, которая может поддерживаться без архитектуры глобального Интернета. Пока трудно предсказать, добьются ли они успеха. Также все еще неясно, в какой степени для других стран будет привлекательно отключиться от глобального Интернета. Однако с новым законодательством Россия создала правовую базу, к реализации которой следует отнестись серьезно.
Рекомендации
Во-первых, Германия и ЕС должны начать своевременную оценку рисков и долгосрочных последствий нового законодательства России в отношении Интернета для европейских компаний и субъектов гражданского общества. ЕС необходимо четкое понимание зависимости России от экосистемы Интернета, ее технических возможностей и политических целей, чтобы различать официально провозглашенные цели российского государства и его реальные намерения, что, в свою очередь, является предварительным условием для принятия решения. соответствующее действие.
Во-вторых, учреждениям ЕС необходимо рассмотреть возможность принятия активных мер для защиты компаний и субъектов гражданского общества в странах-членах ЕС, действующих в России, от недостатков, созданных новыми правилами режима Путина. Европейская комиссия с ее геополитической направленностью и амбициями могла бы сыграть особенно ключевую роль в разработке и реализации таких мер.
В-третьих, правительство Германии могло бы сыграть важную роль в защите открытого и бесплатного Интернета. В частности, Германии следует добавить координирующую поддержку существующей модели управления Интернетом с участием многих заинтересованных сторон к задачам своего предстоящего председательства в ЕС, которое начнется во второй половине 2020 года.Например, стандарты транснационального правового регулирования необходимо разработать как можно скорее — особенно потому, что продолжающееся сотрудничество между Китаем и Россией в области фильтрации, контроля и регулирования Интернета представляет реальную опасность сегментирования существующего Интернета и смены мировой власти.
Наконец, Германия и ЕС должны активно продвигать преимущества глобального Интернета и вовлекать основные заинтересованные стороны, представителей гражданского общества и бизнес-структуры в широкую дискуссию о том, как сохранить и улучшить его будущее. В идеале им следует разработать общую долгосрочную стратегию сохранения Интернета в его нынешней, несегментированной, поистине глобальной форме, что потребовало бы расширения масштабов существующих платформ, таких как Форум Организации Объединенных Наций по управлению Интернетом.
Благодарность: автор благодарит Филиппа Дитриха за его отличную поддержку в исследовании, написании и обсуждении этого анализа DGAP.
Вступает в силу спорный российский закон о суверенном Интернете
МОСКВА, РОССИЯ — 2019/03/10: Участники митинга оппозиции в центре Москвы протестуют против ужесточения государственного контроля над Интернетом в России.
SOPA Изображения | LightRocket | Getty Images
Это называют «железным занавесом в сети».
В пятницу вступил в силу противоречивый закон, который позволяет России попытаться отключить свой Интернет от остального мира, что беспокоит критиков, опасающихся, что эта мера будет способствовать установлению цензуры в Интернете.
Кремль заявляет, что его закон о «суверенном Интернете», который был подписан президентом Владимиром Путиным в мае, является мерой безопасности для защиты России в случае чрезвычайной ситуации или внешней угрозы, такой как кибератака.Закон позволит Москве ужесточить контроль над Интернетом в стране, направляя веб-трафик через контролируемую государством инфраструктуру и создавая национальную систему доменных имен.
Теоретически эта мера позволит России управлять собственными внутренними сетями, которые могут работать независимо от остальной части Всемирной паутины.
Эксперты сомневаются в том, что такой шаг технически возможен, и говорят, что закон, напротив, является попыткой российского правительства подвергнуть цензуре информацию в Интернете.
«Чтобы иметь возможность управлять информационным потоком в свою пользу, они должны заранее подготовить систему», — сказал Сергей Санович из Центра политики в области информационных технологий Принстонского университета в интервью CNBC.
Тысячи протестующих вышли на улицы в России в знак протеста против этой меры в начале этого года, в то время как правозащитники предупредили, что закон угрожает свободе слова и СМИ.
«Закон о« суверенном Интернете »призван обеспечить правовую основу для массового наблюдения и позволяет правительству эффективно обеспечивать соблюдение действующего онлайн-законодательства, которое подрывает свободу слова и конфиденциальность», — говорится в сообщении Human Rights Watch в четверг.
Путин предпринял ряд других шагов, чтобы попытаться ограничить свободы в Интернете, например, запретил службу зашифрованных сообщений Telegram, но многие из этих попыток оказались безуспешными.
«Цель состоит в том, чтобы иметь возможность блокировать то, что они не хотят, без ущерба для сети в целом», — сказал Санович.
Россия не любит Китай
В отличие от Великого китайского файрвола, который был построен на плотной концентрации государственных сетевых операторов, Россия позволила своему Интернету развиваться свободно в течение последних трех десятилетий.По словам Эндрю Салливана, президента и генерального директора Internet Society, отменить подключение к глобальной сети непросто.
«Вы можете думать о подключении к сети, как о воде, которая пытается добраться до низов; она будет продолжать пытаться течь», — сказал он CNBC. «Вы должны проделать огромную работу, чтобы убедиться, что трафик не будет течь».
Салливан сказал, что Россия пыталась провести тесты для блокировки своего Интернета в прошлом, но сети оказались устойчивыми. По его словам, новый закон в конечном итоге сделает Интернет менее надежным для пользователей в России.
«Используя эту модель регулирования для Интернета, когда Интернет на самом деле не предназначен для работы таким образом, мы рискуем нанести ущерб», — сказал он.
Российский интернет-закон — новый уровень цензуры: RSF | Новости | DW
Новый закон, вступивший в силу в пятницу в России, поднимает «интернет-цензуру в России на новый уровень», — заявляет группа по защите свободы прессы «Репортеры без границ» (RSF).
Согласно новому закону, российские власти теоретически могут изолировать страну от части глобального Интернета.Правительство заявляет, что закон направлен на обеспечение бесперебойной работы российской сети в случае кризиса или внешней атаки. Однако критики предупреждают, что новые правила позволят цензуру нежелательного для Кремля контента под предлогом неопределенной «угрозы безопасности».
Группы активистов за свободу цифровой информации, такие как RSF, заявляют, что закон позволит властям блокировать контент, не сообщая общественности, что было заблокировано и почему.
«Это доказывает, что российское руководство готово взять под политический контроль всю сетевую инфраструктуру, чтобы при необходимости перекрыть поток цифровой информации», — сказал Кристиан Михр, исполнительный директор RSF в Германии.
«Даже если новые правила не могут быть полностью обеспечены правовой санкцией, они показывают, насколько серьезно Интернет-свобода находится под угрозой в России», — сказал Михр.
Тысячи людей вышли на демонстрацию против закона, подписанного президентом Владимиром Путиным в мае.
Подробнее: Российская пропаганда: «Множество лжи и абсурдных новостей»
Технические проблемы
Дополнительной особенностью закона является создание независимой Российской системы доменных имен (DNS), которая вступает в силу в январе 2021 г.DNS означает, что российские пользователи больше не будут определять, на какой веб-сайт они отправляются при вводе адреса. Таким образом, государство сможет направить их на поддельные веб-сайты или вообще на них.
Однако остается неясным, технически осуществима ли изоляция, запланированная российскими властями. Среди прочего, он требует, чтобы все российские провайдеры и другие поставщики услуг установили технологию, позволяющую руководству СМИ, Роскомнадзору, блокировать трафик данных. Пока что у большинства интернет-провайдеров нет такой технологии.
Подробнее: Российские активисты: «Есть много законов, направленных на ограничение прав человека»
Российская бизнес-ассоциация, Российский союз промышленников и предпринимателей, предупредила, что закон может привести к «катастрофическим последствиям». отказ »сетей связи в России.
Также было сказано, что будет трудно отделить Россию от иностранных серверов, ответственных за выполнение большей части деловых операций российских корпораций.
RSF ставит Россию на 149-е место из 180 стран по уровню свободы прессы.
Каждый вечер в 18:30 по всемирному координированному времени редакторы DW рассылают подборку важных новостей дня и качественной журналистики. Вы можете подписаться на его получение прямо здесь.
Закон о суверенном Интернете в России дает Кремлю полный контроль над Интернетом: NPR
Демонстранты протестуют на мартовском митинге за свободный Интернет в Москве.В пятницу вступает в силу новый закон, который может ограничить доступ в Интернет. Александр Земляниченко / AP скрыть подпись
переключить подпись Александр Земляниченко / APДемонстранты протестуют на мартовском митинге за свободный Интернет в Москве.В пятницу вступает в силу новый закон, который может ограничить доступ в Интернет.
Александр Земляниченко / APВступил в силу российский закон, который теоретически позволит российскому правительству отрезать страну от Интернета от остального мира.
«Суверенный закон об Интернете», как его называют в правительстве, значительно усиливает контроль Кремля над Интернетом. Он был принят ранее в этом году и позволяет правительству России полностью отключать Интернет или отключать трафик за пределами России «в чрезвычайной ситуации», как сообщила BBC.Но некоторые приложения могут быть более тонкими, например, возможность заблокировать отдельную публикацию.
Требуется, чтобы интернет-провайдеры устанавливали программное обеспечение, которое, как заявила Хьюман Райтс Вотч, может «отслеживать, фильтровать и перенаправлять интернет-трафик». Такая технология позволяет государственному контролю за телекоммуникациями «независимо и во внесудебном порядке блокировать доступ к контенту, который правительство считает опасным».
Оборудование будет проводить так называемую «глубокую проверку пакетов» — усовершенствованный способ фильтрации сетевого трафика.
Такой широко распространенный контроль вызывает тревогу у правозащитных групп, которые опасаются, что его можно использовать для подавления инакомыслия.
«Теперь правительство может напрямую подвергать цензуре контент или даже превратить российский Интернет в закрытую систему, не сообщая общественности, что они делают и почему», — говорится в заявлении заместителя директора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рэйчел Денбер. «Это ставит под угрозу право людей в России на свободу слова и свободу информации в Интернете.»
Российское правительство оправдало закон, заявив, что он необходим для предотвращения кибератак США. И, как сообщила BBC, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отверг идею, что закон может быть использован для отрезания России от остального мира. : «Никто не предлагает отключать Интернет».
Независимо от того, что намерено правительство, некоторые эксперты считают, что для России будет технически сложно фактически закрыть свою сеть, если бы она захотела, из-за огромного количества ее международных соединений.
«Я обнаружил, что в России существуют десятки существующих точек обмена данными в Интернете, некоторые из которых имеют сотни участников — поэтому сотни сетей объединяются для обмена трафиком», — говорит Дэвид Белсон, старший директор отдела интернет-исследований и анализа. в Internet Society. По его словам, многие из них являются международными сетевыми провайдерами, поэтому «в принципе сложно — если не невозможно, я думаю, — полностью изолировать российский Интернет».
Белсон говорит, что требование к интернет-провайдерам установить программное обеспечение для отслеживания, скорее всего, также будет проблематичным на практике.Он добавляет, что будет сложно заставить сотни провайдеров развернуть его, и сложно скоординировать, чтобы все они фильтровали один и тот же контент. А блокирование определенного контента может иметь «побочный ущерб» — эффекты, которые правительство не предвидело.
И как этот закон в конечном итоге изменит то, как россияне используют Интернет? «Это не ясно, — говорит Белсон. «Не могло быть никаких изменений». Или у россиян могут возникнуть трудности с доступом к определенным сайтам или они могут перенаправляться на другие сайты, когда они запрашивают те, которые заблокированы.
По данным Freedom House, свобода Интернета в России сокращается уже не менее шести лет. В прошлом году правительство попыталось заблокировать приложение для обмена сообщениями Telegram и приняло меры в отношении виртуальных частных сетей, которые шифруют интернет-трафик.
Россия делает большой шаг к изоляции Интернета
В праздничные дни правительство России заявило, что завершило многодневное тестирование национального внутреннего Интернета, известного как Рунет, чтобы показать, что онлайн-инфраструктура страны может выжить, даже если отключен от остального мира.Хотя Россия утверждает, что эта инициатива связана с кибербезопасностью, исследователи и правозащитники в России и во всем мире утверждают, что тест подчеркивает более широкую кампанию России по контролю и цензуре доступа к цифровой информации в пределах ее границ.
Намерен ли Кремль полностью отрезать Россию от глобального Интернета, остается открытым вопросом. Но, поддерживая специализированные российские сервисы и свой технический сектор в целом, Россия, несомненно, сделала значительные шаги к тому, чтобы действовать в одиночку.В начале декабря президент Владимир Путин подписал закон, который вступит в силу этим летом, требуя, чтобы все компьютеры, смартфоны и смарт-телевизоры, продаваемые в России, поставлялись с предварительно загруженными приложениями от российских разработчиков. Правительство также инвестирует 2 миллиарда рублей — около 32 миллионов долларов — в альтернативу русской Википедии.
Эти инициативы вместе со все более изоляционистской инфраструктурой указывают на стремление к заметно усиленному контролю. Но аналитики говорят, что тест, проведенный на прошлой неделе, на самом деле может отражать постепенный подход, а не спешку с отделением.
«Данных не так много, но представление учений, проведенных в конце декабря, как реальных учений по отключению России от глобального Интернета, вероятно, является преувеличением. Отчётов пользователей, подтверждающих это, не было», — говорит Леонид Евдокимов. российский исследователь безопасности из Censored Planet, ранее работавший в Tor Project и российском гиганте веб-сервисов Яндекс. «Но цензура в Интернете и общая ситуация в России явно действуют сдерживающе.Похоже, что правительству сейчас нет срочной необходимости создавать изолированный интернет. Нынешняя частичная цензура и свод законов производят достаточно заметный эффект ».
Есть опасения, что в какой-то момент правительство променяет постепенные нарушения на радикальные репрессии.
В течение последнего десятилетия российское правительство неуклонно работало над созданием от юридических и инфраструктурных средств контроля доступа в Интернет, создания фильтров контента и списков блокировки, а также внедрения механизмов надзора в частных телекоммуникационных компаниях.В октябре 2018 года правительство России отключило услуги мобильной передачи данных в регионе Ингушетии во время политических протестов — первое подобное отключение Интернета в стране. В августе прошлого года правительство инициировало еще одно отключение Интернета, на этот раз во время протестов в Москве. А в ноябре также вступил в силу новый закон о «суверенном Интернете», узаконивший более радикальную изоляцию, включая испытание на прошлой неделе.
Однако технические проблемы замедлили усилия России. В случае Китая, чей так называемый Великий брандмауэр дает правительству почти абсолютный контроль над Интернетом, инфраструктура цензуры и блокировок была встроена с самого начала. В такой стране, как Россия, где Интернет практически не контролировался в течение десятилетий, сложнее модифицировать механизмы контроля. В 2018 году Россия попыталась запретить приложение для обмена зашифрованными сообщениями Telegram, которое в значительной степени провалилось, поскольку Telegram и его пользователи использовали методы борьбы с цензурой. Точно так же усилия России по борьбе с VPN были очень проблематичными, но все же не всеобъемлющими.
«Я не думаю, что мы увидим крупномасштабную остановку в России или крупномасштабное блокирование больших цифровых платформ.Это не является стратегически жизнеспособным », — говорит Элли Функ, аналитик продемократической группы Freedom House, которая работает над ежегодной глобальной оценкой Freedom on the Net.« Российские пользователи в целом чрезвычайно политически активны, а правительство — нет. я действительно не хочу сдерживать иностранные технологические компании. Таким образом, похоже, что они пытаются создать среду, в которой международные или иностранные платформы будут более склонны соблюдать российские законы ».
Это не значит, что правительство не могло в конечном итоге установить всеобъемлющий контроль, но он еще не продемонстрировал ничего близкого к полному отключению связи или разделению интернета.Напротив, иранское правительство в ноябре привело к полному отключению электроэнергии по всей стране, которое длилось несколько дней. Однако Иран — намного меньшая по размерам и более ограниченная в географическом отношении страна, чем Россия.
Вступает в силу суверенный закон России об Интернете
Когда председатель Комитета по информационной политике России Леонид Левин 28 октября вышел на сцену в Ломоносовском доме в Москве, чтобы выступить на втором Всероссийском цифровом форуме, он не мог выбрать лучшего места.Это место не только является домом для самого быстрого суперкомпьютера в России, но и находится в тени культового здания Московского государственного университета, построенного при Сталине.
Он сообщил специализированной аудитории, что Государственная Дума России принимает более 50 законов, регулирующих новые технологии в ИТ-секторе, который в прошлом году произвел почти 5% ВВП и растет темпами от 10 до 15%.
Самый спорный из них — так называемый закон о суверенном Интернете, который позволит России отрезать себя от остальной всемирной паутины — вступил в силу в пятницу.Тысячи россиян вышли на улицы в марте после того, как закон был принят в первом чтении в феврале 2019 года, а президент Владимир Путин подписал его в мае.
Левин сказал делегатам, что не считает «суверенный Интернет» правильным термином для нового свода правил.
«Речь идет скорее о создании надежного Интернета, который продолжит работать в случае внешних воздействий, таких как массовая хакерская атака», — сказал он.
Новости«Точка невозврата»: российские либертарианцы выступают против «суверенного Интернета»
ПодробнееЗакон состоит из двух частей.Он позволяет создать альтернативную систему доменных имен (DNS), чтобы в случае чрезвычайной ситуации Россия могла отключиться от остальной части Интернета. Он также требует большей фильтрации, обязывая российских интернет-провайдеров покупать и устанавливать инструменты глубокой проверки пакетов (DPI).
Хотя закон сейчас в силе, комментаторы говорят, что маловероятно, что что-то изменится для российских интернет-пользователей в ближайшие несколько месяцев не потому, что закон не подействует, а потому, что российские технологии пока не могут его поддержать.
Ни интернет-провайдеры, ни государственные чиновники не прокомментировали результаты испытаний технологии DPI, которые проводятся с сентября в Уральском регионе. Следственная газета «Новая газета» сообщила в октябре, что испытания не увенчались успехом, и пользователи смогли обойти технологию. Тем не менее, агентство Интерфакс в четверг процитировало источник в ИТ-индустрии, заявивший, что первые испытания прошли успешно.
Власти должны до января 2021 года внедрить технологию в поддержку нового законодательства.Испытания в Уральском регионе продлятся до конца 2019 года.
ЖурналистTechnology и аналитик Александра Прокопенко заявила, что главным бенефициаром закона будет Роскомнадзор. Этот орган, основанный в 2008 году, ведет реестр запрещенных ресурсов, к которым не имеют доступа российские пользователи Интернета.
К ним относятся сайты, содержащие порнографию или информацию о самоубийстве, но и те, которые содержат информацию о политическом экстремизме или местах расположения несанкционированных митингов.Текущий фильтр Роскомнадзора не считается очень эффективным, поскольку российские пользователи Интернета могут использовать VPN или прокси-инструменты, чтобы обойти его.
Служба контроля пытается изменить это, используя технологию DPI, предоставляемую RDP.RU, технологической компанией, базирующейся в Москве, сообщает сайт новостей РБК. Ростелеком, один из крупнейших операторов связи в России, владеет 15% компании.
Владислав Здольников, московский ИТ-блогер, считает эту технологию «высококачественной». Он сказал, что опасается, что с этим оборудованием Роскомнадзор сможет не только более эффективно блокировать контент, но и без ведома пользователя замедлять работу определенных интернет-сервисов, включая YouTube и Facebook.
НовостиБольшинство россиян выступают против законопроекта о «суверенном Интернете» — опрос
ПодробнееАртем Козлюк, основатель общественной организации «Роскомсвобода», занимающейся цифровыми правами, заявил, что тестирование проводится без общественного контроля.
«Не удивлюсь, если после вступления закона в силу мы услышим от пользователей, что в некоторых регионах, обслуживаемых Ростелекомом, есть проблемы с Интернетом», — сказал он The Moscow Times.Он также назвал закон плохо написанным, «как на юридическом, так и на техническом уровне».
Но Козлюк не разделяет опасения некоторых критиков, что Интернет в России может быть внезапно отключен от остального мира.