Акустика в квартире – Встраиваемая акустика для дома — как выбрать, виды, установка

Опубликовано

Содержание

Встраиваемая акустика для дома — как выбрать, виды, установка

Функциональная встраиваемая акустика позволяет создавать идеальную атмосферу для просмотра кино, прослушивания музыки или прохождения игр. Она не занимает пространство в помещении и отлично вписывается в любой дизайн. Сегодня мы обсудим, какие существуют разновидности домашней и коммерческой акустики, и на что стоит обращать внимание при выборе устройств.

Что такое встраиваемая акустика

Встраиваемая акустика для дома – это комплект колонок, сабвуферов, управляющего оборудования и звукоусилителей, которые устанавливаются в помещении с помощью технологии скрытого монтажа. Оптимальными местами для встраивания акустики считаются стены, потолки и крупногабаритная мебель.

Существуют широкополосные и многополосные системы, которые отличаются количеством звукоизлучателей. В первом варианте используется всего один излучатель, а во втором – сразу несколько динамиков, играющих в разных частотных полосах. Также устройства могут быть активными или пассивными, в зависимости от наличия встроенного усилителя.

Преимущества встраиваемых систем

Далеко не во всех квартирах есть лишнее пространство для размещения крупногабаритных напольных акустических систем. Особенно это касается домашних кинотеатров, которые, как правило, включают сразу несколько взаимосвязанных отдельностоящих модулей. К тому же, большинство владельцев предпочитают не нагромождать интерьер техникой.

Домашняя акустика занимает мало пространства и не выделяется из общего дизайна квартиры. Она менее подвержена внешним повреждениям, поскольку большая часть корпуса утоплена в стене или спрятана на потолке. Размещение встраиваемых систем происходит с учетом особенностей помещения. Основные преимущества такой акустики:

  • Максимально сочное и чистое звучание, без искажений и посторонних шумов;
  • Монтаж происходит с учетом характеристик помещения, поэтому звук получается гораздо объемнее и лучше воспринимается слушателями;
  • Равномерное звучание, благодаря использованию сразу нескольких модулей и излучателей;
  • Встраиваемая акустика не выделяется из интерьера комнаты;
  • Она более устойчива к внешним повреждениям, чем отдельностоящие устройства;
  • Лучше подходит для общественных мест, таких как рестораны, кафе, бары, спортивные комплексы и т.д., потому что имеет скрытый корпус.

Виды

Независимо от количества звукоизлучателей и встроенных усилителей, акустические системы делятся на настенные и потолочные. Потолочные устройства более незаметны в интерьере помещения, поскольку имеют небольшой вес и компактный корпус. Настенные системы крупнее и тяжелее, их видно при любых обстоятельствах. Подробнее о видах встраиваемой акустики:

В стене

Настенные встроенные акустические колонки (In Wall) имеют преимущественно прямоугольную или квадратную форму. Именно они используются в высокотехнологичных домашних кинотеатрах в качестве мультимедийных динамиков. Мультиполосные или многополосные встраиваемые системы с центральным расположением излучателя можно использовать как в качестве громкоговорителя, так и в качестве озвучивателя для фронтальных каналов.

Такие устройства имеют достаточно крупные размеры корпуса и большой вес, но зато отличаются широкой функциональностью и доступной стоимостью (зависит от качества усилителя, динамика, системы управления и т.д.). Они могут использоваться в больших помещениях даже при отсутствии дополнительных модулей воспроизведения – мощности будет достаточно. К данной категории акустики можно отнести также звуковые панели и саундбары, которые часто устанавливаются над широкоформатными экранами. Их рассматривают в качестве альтернативы обычным стационарным колонкам.

Преимущества:

  • При наличии хорошего усилителя настенные акустические системы выдают чистый и объемный звук. Это позволяет добиться максимального погружения в фильм или музыкальную композицию;
  • Их легче установить, чем другие встраиваемые устройства;
  • Достаточно громкие, чтобы заполнить звуком большое помещение.

Недостатки:

  • Более заметны в интерьере, чем потолочные системы;
  • Тяжелый корпус;
  • Звук распределяется не так равномерно, поскольку волны отражаются от препятствий.

В потолке

Потолочные системы (InCell) имеют круглую форму и небольшие габариты. Такое расположение считается более удачным, чем настенное или стандартное (напольное), поскольку звуковые волны меньше отражаются от препятствий. Звук равномерно распределяется в помещении и ощущается глубже, чем при ином расположении. Даже несмотря на это, монтаж оборудования лучше доверить специалистам, потому что только они смогут разработать удачный проект для встраивания в потолок.

Потолочная акустика отлично защищена от внешних повреждений. Она подойдет для коммерческих помещений (клубов, магазинов, ресторанов, баров, спортивных центров и т.д.) поскольку находится вне зоны доступа посетителей и не выделяется из интерьера. Также вы можете сэкономить, выбрав полностью бескорпусную систему.

Преимущества:

  • Легкий корпус, позволяющий интегрировать акустику в гипсокартон и натяжные потолки;
  • Звук равномерно распределяется в помещении, поскольку не сталкивается с препятствиями вроде колон, мебели или предметов интерьера;
  • Внешний динамик незаметен, когда встраивается в потолок.

Недостатки:

  • Установка сложнее, чем у настенных устройств;
  • Более высокая стоимость.

Сложно сказать, какое расположение лучше – потолочное или настенное. Для коммерческих помещений, вроде ресторанов, клубов или бутиков, лучше устанавливать акустику на потолке, т.к. она более незаметная и устойчива к внешним повреждениям. Для домашнего использования подойдет настенное оборудование.

Производители

Встраиваемые колонки – это долгосрочное и достаточно дорогостоящее решение, поэтому важно покупать технику только от проверенных брендов. Это гарантирует наличие хорошего сервиса и качественной сборки. Гораздо выгоднее один раз потратиться, чем позже демонтировать акустику из-за поломки или плохого звучания. Лучшими производителями аудиооборудования считаются такие компании, как Artison, BG Radia, Wisdom Audio, Sonance, Solus Audio, Klipsch, Jamo, Polk Audio, B&W (Bowers&Wilkins), Audeze, Heco, Cerwin Vega, Tannoy, Yamaha. Они давно существуют на рынке, имеют высокое качество обслуживания, и предоставляют длительный гарантийный срок на свою технику.

Как выбрать встраиваемую акустическую систему

При выборе акустики важно обращать внимание на качество материалов и основные технические характеристики, такие как мощность, чувствительность, сопротивление, частотный диапазон, количество полос и т.д. Соответственно, чем лучше названные параметры, тем выше стоимость устройства. Учитывайте также удобство использования и возможность дистанционного управления системой (через блютуз или радиосигнал). Подробнее о важных характеристиках:

Количество полос

Акустическая система может иметь от одной до семи частотных полос, которые отвечают за качество передачи и объем звучания. Самый оптимальный и недорогой вариант – двухполосные системы, где одна полоса отвечает за воспроизведение и обработку нижнего частотного диапазона, а вторая – среднего и верхнего. Однако лучше выбирать устройства с тремя и больше полосами, которые, несмотря на повышенную стоимость, выдают более качественный и детализированный звук. В такой акустике одна полоса отвечает за нижние частоты, вторая – за средне, а третья – за высокие.

Но если у вас нет выраженного музыкального слуха, и вы выбираете систему для домашнего кинотеатра или телевизора, разница между двухполосными и трехполосными системами будет практически незаметна. В таком случае не стоит переплачивать за более продвинутую акустику. Широкополосные и двухполосные устройства вполне подойдут для периодического домашнего использования.

Мощность устройства

Мощность отвечает за «силу» звучания и долговечность устройства. Главное условие для любой акустики – мощность должна быть такой же, как и у усилителя. Если же показатели будут выше, система может быстро выйти из строя из-за перенапряжения. В стандартном помещении площадью до 18 квадратных метров лучше устанавливать акустику с мощностью в 70-80 Вт, если же помещение среднее на 30 квадратных метров – 100 Вт. В комнатах или зданиях более 30-ти квадратов следует встраивать устройства с максимальной мощностью – от 150 Вт.

Частотный диапазон

Указанный в характеристиках спектр частот не всегда влияет на качество воспроизведения. Более значимым показателем является амплитудно-частотная характеристика, но производители редко ее предоставляют. Весь диапазон, воспринимаемый человеческим слухом, можно условно разделить на три уровня – низкие, средние и высокие частоты. Низкие отвечают за бас, средние – за вокал, а высокие – за глубину и объем. Для домашнего кинотеатра или небольшого медиацентра будет достаточно акустики с диапазоном от 100 до 20000 Гц, для воспроизведения музыкальных композиций лучше брать устройства со спектром от 20 до 35000 Гц. Качество звука зависит не только от характеристик, но и от личного восприятия. Поэтому лучше самостоятельно послушать акустику перед покупкой.

Чувствительность

Чувствительность – это громкость воспроизведения на расстоянии 1 метра от колонки. Она указывается в децибелах. Чем выше параметры чувствительности, тем громче будет играть акустика. Например, показатели от 84 до 88 дБ означают низкую громкость, от 89 до 92 дБ – среднюю, от 94 до 110 дБ – высокую. Выбирая чувствительное устройство, удостоверьтесь в том, что качество звука на высоком уровне громкости не портится. У дешевой акустики часто появляются посторонние шумы или хрипы.

Импеданс

Импеданс – это показатель, отвечающий за сопротивление устройства переменному току. Он важен при сопряжении акустики с внешним усилителем. Обязательно убедитесь, что импеданс усилителя и излучателя находится на одном уровне, иначе звучание будет искажаться.

Все названные характеристики так или иначе влияют на качество звучания. Если вы планируете использовать систему для игр и фильмов, то можно приобрести недорогое устройство. Главное – четкость воспроизведения и достаточная громкость. Но если вы часто слушаете музыку или выбираете акустику для клуба, лучше не экономить и купить мультиполосную систему с широким частотным диапазоном. Также обращайте внимание на материалы корпуса, если он имеется. Лучше покупать системы из дерева или МДФ, поскольку они обладают хорошими акустическими свойствами.

Установка

Перед монтажом акустики необходимо составить проект, который будет учитывать особенности помещения и характеристики системы. Качество звука во многом зависит от положения устройства. Оптимальным способом монтажа считается тот, при котором лист гипсокартона вставляется между внешним фланцем и внутренними лапками. Для установки системы необходимо надрезать лист гипсокартона (лекала, обычно, поставляются в комплекте) и затянуть лапки специальной отверточкой через винты, которые располагаются на передней части акустики. А затем наложить защитную решетку на динамик колонки. Для монтажа подходят и одиночные и двойные листы гипсокартона.

Все же производители не рекомендуют самостоятельно встраивать акустику из-за риска неправильного монтажа или повреждения устройства. Лучше вызвать специалистов, которые сделают все правильно, с учетом особенностей квартиры или здания.

Подведем итоги

Встраиваемая акустика в квартире – это удачное решение для тех, кто не хочет портить интерьер помещения или занимать пространство техникой. Она более устойчива к внешним повреждениям, чем отдельностоящие колонки, и отличается лучшим звучанием. При выборе стоит учитывать технические характеристики устройства и расположение в квартире.

tehnopanorama.ru

7 лучших акустических колонок для дома

Акустические колонки – неотъемлемый атрибут как для домашнего кинотеатра, так и для подключения к телевизору или компьютеру. Современные бренды предлагают широкое разнообразие аксессуаров подобного типа. Какой марке отдать предпочтение и чему следует уделить внимание при выборе? Предлагаем обзор самых популярных акустических колонок, о которых больше всего положительных отзывов покупателей.

Акустические колонки какой фирмы купить

Yamaha

Акустические системы этого японского бренда привлекают внимание сочетанием приятного дизайна с прекрасным четким звуком и универсальностью: в линейке можно найти полочные, потолочные и напольные акустические колонки. При компактности они обладают функциональностью и мощностью.

Monitor Audio Bronze

Под этой торговой маркой выпускаются профессиональные системы с широким звуковым частотным диапазоном, тональной точностью и динамическим диапазоном. Продукция Monitor Audio – это образец классики Hi-Fi, который гармонично сочетает в себе традиционно высокое качество звука, функциональность и эргономику.

JBL

С акустическими колонками этой марки можно получить ощущение посещения настоящего кинотеатра. Аксессуары оснащаются волноводом, который поддерживает технологию визуализации высокого разрешения.

Сенсационная мощность и чистота звучания обеспечиваются сочетанием нескольких динамиков. Продукция JBL привлекает внимание элегантным стилем и современным дизайном с сохранением доступной цены.

Heco

Акустические колонки HECO создаются по самым строгим техническим стандартам в мире. Высокое качество звука, безупречный дизайн, реалистичность звучания каждой октавы и воспроизведение всех частот – основные отличия продукции этой марки. По соотношению цены и качества акустические системы HECO всегда в лидерах.

Sony

Эта популярная торговая марка предлагает большой выбор колонок. Широкая линейка моделей – возможность выбрать аксессуар по наиболее приемлемой стоимости. Даже самые экономичные колонки Sony – это сочетание мощности, чистоты звучания и точности воспроизведения высоких частот.

Рейтинг лучших акустических колонок

К акустическим колонкам предъявляется ряд требований. Они должны обладать:

  • хорошей чувствительностью: этот параметр делает звучание динамичным, отчетливым на любой громкости;
  • мощностью: она говорит о способности колонки держать громкость на нужном уровне;
  • грамотной конструкцией, благодаря которой при правильном размещении в помещении будет обеспечиваться пространственное звучание;
  • соответствующим параметрам комнаты размером;
  • функциональностью: напольные и полочные акустические колонки обладают разной тональностью, от которой зависит и звучание.

Предлагаем обзор самых популярных колонок, которые собрали наибольшее количество отзывов.

Рекомендации:

Лучшие напольныe колонки

Самая популярная модель

Полноценная работа напольных колонок обеспечивается мощным усилителем, но инженеры бренда Yamaha предлагают инновационное решение — Yamaha NS-F160. Ее акустических свойств вполне достаточно для создания домашнего кинотеатра, вкладывая в его создание не слишком большие средства.

Достоинства:

  • стильный дизайн, который вписывается в любой интерьер;
  • сбалансированное звучание с чистым и приятным звуком;
  • высокий уровень мощности;
  • качественная сборка;
  • прочность и устойчивость конструкции, что для напольной системы очень важный показатель.

Недостатки:

  • есть необходимость в доработках, если хочется получить максимальное качество звука;
  • не самая сильная микродинамика;
  • требуется долгий «прогрев»: реального звучания колонок можно добиться примерно через неделю эксплуатации.

Если судить по отзывам, для домашнего использования Yamaha NS-F160 подходит хорошо. Если же есть необходимость в более профессиональном звучании, нужно подбирать более акустические системы усиленной мощности.

 

Самый чистый звук

Тем, кто ценит отменную частоту звучания, стоит обратить внимание на колонки JBL Studio 580. На редкость точный средний диапазон без лишней окраски, натуральные тембры, четкая детальность – основные преимущества модели.

Достоинства:

  • отличное построение звука в пространстве;
  • высокий уровень звукового разрешения;
  • хорошая передача звуков на середине;
  • качественная сборка и эргономичность.

Недостатки:

  • оригинальный дизайн, который впишется не в каждое оформление интерьера.

Отделка корпусов отличается качеством, но эти колонки слишком требовательны к дизайну пространства. Что касается звучания, оно отвечает всем современным требованиям.

 

Лучшие полочные колонки

Лучшая модель

Monitor Audio Bronze – это колонки с традиционным дизайном и компактным корпусом, что дает возможность расположить их в любом месте комнаты. За четкое звучание отвечает широкий диапазон частот, что для таких компактных колонок очень хороший показатель.

Достоинства:

  • хорошее «вытягивание» звука даже недорогих ресиверов;
  • динамичное звучание и в больших пространствах;
  • качественная сборка и доступность в нескольких цветовых решениях;
  • наличие фронтального фазоинвенртора;
  • стильный внешний вид.

Недостатки:

  • появление призвука при высокой громкости;
  • требовательность к системе ресивера;
  • необходимость в мощном усилителе звука;
  • традиционный дизайн, который нравится не всем.

По мнению большинства покупателей, колонки Monitor Audio Bronze идеально подходят для тех, кто ищет систему начального уровня для прослушивания музыки и просмотра кино в домашних условиях. При бюджетности качество воспроизведения на всех частотах на высоте.

 

Самый мощный звук

Акустические системы Heco Celan GT 302 популярны благодаря воспроизведению качественного, динамического и объемного звука. Такие колонки идеально подойдут под домашний кинотеатр.

Достоинства:

  • инновационность: системы оснащаются высокочастотной головкой, расширяющей диапазон звучания;
  • компактные размеры: колонки можно подвесить на стену, чтобы сэкономить пространство;
  • простота управления за счет отсутствия лишних деталей на передней панели;
  • хорошо сфокусированный бас и прорисованные верхние частоты;
  • разборчивость звучания на любой громкости.

Недостатки:

  • невысокая мощность.

Акустические колонки Heco Celan GT 302 показывают хорошее качество звука и имеют привлекательный дизайн. Меломанам придутся по вкусу отличный бас и глубина диапазона звучания.

 

Лучшие звуковые панели

Стильное решение – подобрать к телевизору звуковую панель. Подобные системы радуют идеальным звучанием на всех частотах, при этом пространства под их размещение нужно немного. Саундбары марки Sony представлены линейкой недорогих, но изящных и стильных моделей. Sony HT-CT380 – это компактная звуковая панель, которая совмещается с контентом в 4К Ultra HD и формирует виртуальный объемный звук.

Достоинства:

  • четкость и насыщенность диалогов, звуковых эффектов;
  • беспроводной сабвуфер – возможность расположения колонки в любом положении без потери богатства частот;
  • возможность подключения смартфона, планшета для воспроизведения музыки через Bluetooth;
  • поддержка NFC и передача потокового аудиоконтента;
  • поддержка HD-звучания.

Недостатки:

  • нехватка громкого звучания и басов;
  • недостаток мощности;
  • трудности с настройками.

Если судить по отзывам, звуковая панель Sony HT-CT380 идеально подходит для просмотра фильмов и прослушивания музыки. Кроме того, это дешевая модель, которая имеет HD-звук.

 

Лучший сабвуфер

Активный сабвуфер выбирается под параметры помещения: если он слишком мощный, комната будет перегружена гулом. Для небольших помещений хорошо подходит модель HECO Music Style 25A, который хоть и массивен, но обеспечивает отличное качество звучания. Конструкция дополнена динамиком 260 мм, что сказывается на улучшении качества звука.

Достоинства:

  • мощная отдача, благодаря которой поддерживаются даже большие напольные системы;
  • глубокое звучание басов, которое можно контролировать;
  • хорошие показатели динамики;
  • высокое звуковое разрешение.

Недостатки:

  • потеря тонких деталей общей звуковой картины;
  • высокая стоимость.

По мнению покупателей, этот напольный сабвуфер – хорошее решение и для домашнего кинотеатра, и для применения на небольшой площадке.

 

Колонки с самым высоким звуковым разрешением

JBL Studio 130 – это сочетание доступной стоимости со стильным и оригинальным дизайном и хорошими показателями звучания.

Достоинства:

  • высокое звуковое разрешение при четком разделении инструментов;
  • минимум окраски во всем частотном диапазоне звучания;
  • качественная сборка. 

Недостатки:

  • недостаточность низкочастотной основы;
  • недостаточность жесткости на большой громкости;
  • расположение фазоинвертора с задней стороны колонки.

В большинстве отзывов акцентируется внимание на том, что колонки при невысокой стоимости показывают хорошее звучание.

 

Какую акустическую систему выбрать для дома

1. Если вы выбираете акустические колонки для создания домашнего кинотеатра, отдавайте предпочтение бюджетным, но мощным с точки зрения звучания вариантам. Хорошо зарекомендовали себя акустические колонки Yamaha NS-F160 и Monitor Audio Bronze, которые кроме технических характеристик отличаются стильным и ярким дизайном.

2. Если вам важен качественный и мощный звук, выбирайте модель Heco Celan GT 302. Она является хорошей полочной Hi-Fi-акустикой, для которой свойственен глубокий бас. Еще один лидер по глубине баса — HECO Music Style 25A. Этот усилитель идеально сочетается с любыми акустическими колонками.

3. Если вы заинтересованы в экономии имеющегося пространства, но использовании мощных колонок, для вас идеально подойдет звуковая панель Sony HT-CT380. Компактная и стильная, она идеально впишется в дизайн любого помещения.

Друзьям это тоже будет интересно

 

 

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

vyboroved.ru

Акустика в квартире — Студия дизайна интерьера Моссэбо

Акустика в квартире — Студия дизайна интерьера Моссэбо

Приобретая квартиру в новом доме, люди учитывают множество внешних факторов: место дома, планировку квартиры, этаж. Но не всегда обращают внимание на неочевидные незримые характеристики, которые в дальнейшем способны нарушить комфорт проживания в доме. Один из этих серьёзных факторов – звукоизоляция и акустика.

Звуки проникают в квартиру через межэтажные и межквартирные перекрытия, и при неверной подготовки стан, полов и потолков станут вас донимать на протяжение всего проживания в квартире. Шумы бывают ударные и воздушные; для каждого вида шума разработаны свои системы борьбы, которые закладываются в проект на стадии разработки профессиональным дизайнером.

Если вы решились на сотрудничество с профессиональным дизайнером, нужно понимать, что он поможет вам не только с визуальными и стилистическими решениями, но и чётко проработает эргономику пространства квартиры, просчитает коммуникации, проводку и, в том числе, обеспечит в квартире комфортную для проживания акустику. Перед встречей со специалистом подготовьте себе ответы на вопросы, что вы не хотите слышать в своей квартире, от чего хотите отгородить себя. Например, от шумных соседей (сверху живут музыканты, спортсмены, дети), от плохой громкой вентиляции, от лифтового механизма (если живёте на последнем этаже), от оживлённой трассы рядом с домом. Тогда дизайнер проработает шумоизоляцию, исходя из особенностей квартиры. Далее задайтесь вопросом, что не должны слышать ваши соседи. Может, вы устраиваете концерты или шумные вечеринки, играете на ударных инструментах, растите детей, разводите собак. В таком случае дизайнер продумает шумопоглащение на основе ваших предпочтений.

Существует два типа шума ударный и воздушный; каждый вид требует своих нюансов изоляции. Ударный шум возникает при механическом воздействии предметов непосредственно на плиту перекрытия. Данный звук может быть вызван просто ходьбой соседей сверху. Громко включенный телевизор или игра на музыкальном инструменте –источник воздушного шума. При разработке способов изоляции звуков нужно учитывать обе разновидности.

Шумопоглощающие материалы могут быть не только вшитыми в стену, но и носить декоративный характер, то есть влиять и на внешний вид интерьера. Размещаются шумопоглащающие элементы непосредственно рядом с источником звука (музыкальные инструмента, домашний кинотеатр, колонки). Это могут быть звукопоглащающие панно, висящие под потолком, или войлочные 3D панели на стенах или даже специальная шумопоглащающая мебель из нетрадиционных материалов.

Решение вопроса акустических изъянов не представляется сложным, если устранить его на стадии ремонта. В монолитных постройках межквартирные стены не являются несущими и могут быть выполнены из хорошего кирпича, или из тонких пенобетонных блоков, что никак не защитит от звуков. Эти особенности также лежат в основе выбора системы шумоизоляции. Достаточно часто в межквартирных стенах панельных домов присутствуют щели и трещины. В таком случае придётся разбить швы и заполнить их раствором заново либо дополнительно изолировать стены ЗИПС панелями.

Внешний дизайн интерьера также способен бороться с шумом, даже если вы на последнем этапе обустройства квартиры задумались над этим вопросом. Обилие мягких или пористых материалов в отделке стен, пола, а также мягкая и шумоподавляющая меблировка и декоративные панели способны значительно снизить звуко-обмен с соседями и эхо. И наоборот, если ваша квартира выполнена в стилях минимализм или индустриальный, в комнатах нет обилия мебели и перегородок, а стены имеют жёсткую гладкую отделку или вовсе лишены её, то акустика таких помещений будет усиливать каждый ваш или соседский звук в разы. Именно поэтому, если вы не хотите обшивать стены коврами, как это делали в советское время, стоит продумать звукоизоляцию на стадии разработки проекта и разместить её внутри стены, пола и потолка во время ремонта.

Натяжной потолок относится к числу современных отделочных материалов, обладающих высокими звукопоглощающими свойствами. Однако, подвесной потолок с воздушным зазором, незаполненным звукопоглощающим материалом, между плитой перекрытия и листами играет роль своеобразного «усилителя звука». Порок звука снизится, если такую конструкцию демонтировать и заполнить специальным материалом. Эта же схема работает и с гипсокартонной облицовкой стен с незаполненными внутренними полостями. Одним из качественных приёмов шумоизоляции является акустический потолок. Он уменьшает интенсивность отраженного звука, поглощает шум и улучшает акустику помещения. В пространстве между внешним слоем и перекрытием легко скрыть коммуникацию: электропроводку, вентиляционные ходы и системы освещения. Чаще всего в качестве звукопоглощающего материала для таких потолков используются спрессованные плиты из супертонкого стекловолокна или минераловолокна.

Система звукоизоляции подбирается профессиональным дизайнером исходя из множества факторов. Для каждого типа помещения, планировки, материала стен, места нахождения квартиры и района, даже от особенностей устройства вашей жизни или хобби просчитываются способы, материалы и места установки звукопоглащающих средств.


mossebo.studio

Практические советы по акустической обработке помещений

Женская логика звука

Не так давно один известнейший московский салон hi-fi/high end отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории», аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены — и требовали деньги обратно. Устав от бесконечных возвратов, студия решила проводить прослушивания в максимально тяжелых условиях, дабы пользователи уже получали сюрпризы от резкого улучшения качества в своей гостиной, а не сетовали на падения динамического диапазона и появление неприятной гулкости. Сама по себе акустическая обработка помещений для придания им свойств безэховой камеры неприменима для домашних условий — мало какой маньяк решится на создание подобной испещренной «иглами» комнаты даже в своем загородном коттедже (подобное оформление создается клиньями из штапельного стекловолокна, проклеенного смолами, длиной около метра и обтянутых акустически прозрачным волокном).

Тем не менее, серьезно улучшить звук большинства наших обычных городских комнат можно — причем, без существенных затрат средств, нужно лишь терпение и некоторая гибкость в подходе. Ниже мы попробуем остановиться на главных принципах этого — обеспечивающих, как минимум отсутствие серьезного разочарования от вновь приобретенной и тщательно прослушанной вещи. Ну, или, усмиряющих капризный женский нрав техники.

Главные составляющие

Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все — по разному, с разной прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А основывается это все на влиянии на звуковой спектр — конкретно на три его составляющие.

Во-первых — басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты — и вся «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и воздушности — даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно обратную роль — вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего, кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в 20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен» — и совсем не от уровня звукового давления — а оттого, что комната будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров! Можно себе представить, что за звук был в комнате — и что бухало сильнее — ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому, 80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на басовую составляющую.

Во-вторых — высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной точке пространства стало не столь актуальным с изобретением многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом определяют общее впечатление от дорожки.

И, в-третьих, средние частоты — они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.

Ремонт, ремонт и еще раз ремонт

Оптимальным, конечно, будет проведение некоторой перестройки вашего помещения — и в безусловном выигрыше будут те, кто только приобрел жилье. Отведите под домашний кинотеатр комнату с желательной площадью от 20-30 м2. Понятное дело, что это может оказаться недостижимым для многих в условиях традиционного российского «квартирного вопроса», но если вы имеете пространство для маневра, постарайтесь выделить самое большое помещение для вашего хобби. Соотношения сторон зала мы рассматривать не будем, так как вряд ли многие смогут сделать этот параметр варьируемым, так или иначе, если в вашей квартире нет даже стен, обратитесь к рекомендациям гуру и постройте восьмиугольную комнату, позволяющую разместить все колонки вокруг центра прослушивания по окружности.

1. Имея необработанный зал, прежде всего, сосредоточтесь на обработке пола и потолка. Сделав десятисантиметровую бетонную стяжку пола и закройте ее тонким резиновым листом на клею. Уложите лаги и покройте все смесью битого бутылочного стекла и песка в пропорции 1:1 и слоем в 3-5 сантиметров. Далее лучше всего использовать обычный дощатый пол из тяжелых пород дерева, а потом полностью закрыть его ковролином. Подобная комбинация получится практически непрозрачной для баса и избавит ваших соседей и вас от того самого «бубнения». Пробковый пол служит прекрасной, но более дорогой альтернативой деревянному ($50 за м2). Это обеспечение недорого — и не слишком выйдет за рамки обычных ремонтных работ (примерно $400-600 на комнату в 25 м2 с работой, вот только цена может возрасти из-за использования ценных пород дерева или пробки — тогда цена превысит $1,000).

2. При этом, нарастите подиум для техники — высотой 10-12 см над уровнем основного пола (просто подняв стяжку в этой области еще на 10 см. и сделав далее все по вышеописанному алгоритму): переменная высота пола здорово поможет в борьбе с резонансами. Если есть возможность, сделайте высоту потолка, также, переменной.

3. Выровняйте потолок и обейте его звукопоглощающими панелями из стекломатериала толщиной не менее 2 см. Ecophone, Classic и еще много фирм сегодня выпускает подобные материалы при средней цене в $20-40 за м2 и прекрасном внешнем виде. При нежелании тратить такие средства, используйте подвесной потолок такого типа: по всей площади уложите стекловату в герметичной полиэтиленовой упаковке и плотно закройте ее завинчивающимися пенопластовыми листами — подобный «сэндвич» будет обладать почти теми же характеристиками. Обработка пробковыми панелями может дать те же результаты. Ценник на «потолочные» работы, таким образом, составит еще $400-600.

4. Не увлекайтесь обработкой стен — не проверив поведение вашей системы в зале и излишне переглушив помещение можно получить печальные результаты — снижение уровня высоких частот. Мы рекомендуем использовать звукопоглощающие панели типа Soundlux только в том случае, если у вас очень капризные соседи, маленькие дети и т. п.

Их можно крепить прямо на выровненные и окрашенные стены с помощью металлических уголков и использовать для того, чтобы скрыть акустические провода. «Дырчатая» конструкция почти полностью избавит вас от резонансов и не даст звуку распространяться в стороны.

5. Все четыре угла комнаты оформите следующим образом — при желании потратить около $2,000 — жестко установите в них трубчатые звукопоглотители Tube Trap, набрав их таким образом, чтобы образовалась непрерывная конструкция от пола до потолка с минимальным диаметром 20-30 см и рядом стоящая сборка высотой 1-1,5 м меньшего диаметра. При желании потратить около $100 — сделайте то же самое из рулонов теплоизоляции «Изовер», выпускаемой минской «Аклина». Это поможет устранить призвуки в басу на нотах ниже 45 Гц.

6. Дверь сделайте герметичной, из тяжелого деревянного или пластикового профиля, коробку закрепите максимально жестко. Окна — трехслойные стеклопакеты в герметичном пластиковом профиле.

7. Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и систему. По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов, несколько раз запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.

8. Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале — так называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.

9. Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30% превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.

Собственно, на этом отстройку системы в «новой» комнате можно и закончить, откалибровав, на последок, каналы по SPL-метру. Описанное помещение во многом соответствует тому идеалу, который достижим в бытовых условиях без риска быть выгнанным из дома родственниками. Общая стоимость сметы работ составит примерно $2,000 для обработки и около $4,000 под финишную отделку.

Позиция, материал Цена Работы Сумма
Основные работы, $      
Электропроводка 150 200 350
Стяжка 100 100 200
Подиум 50 50 100
Потолок 400 100 500
Пескостекло, резина 50 0 50
Лаги 50 50 100
Пол 400 100 500
Выравнивание стен 300 200 500
Панели для стен 200 50 250
Дверь 200 50 250
Стеклопакеты 500 100 600
Изовер 100 0 100
Финишная отделка, $      
Покраска 200 50 250
Ковролин 200 0 200
Шторы 200 50 250
Итого 3100 1100 4200

На заметку ленивым

Но, конечно, не всегда можно превратить комнату в описанный выше зал. Не стоит расстраиваться, следуя приведенным рекомендациям можно серьезно улучшить звук и без ремонта. Итак, допустим, что мы имеем стандартную восемнадцатиметровую комнату в панельном доме — с обоями, линолеумом и обилием мебели.

  1. Прежде всего, уберите из комнаты шкафы со стеклянными дверцами и подобные им мебельные изыски — тяжелые деревянные «ящики» можно оставить, а вот полочка с хрусталем здорово подпортит вам жизнь на «Армагеддоне». Равно, как и дверь с витражом — немедленно замените ее однородной.
  2. Купите самый толстый и тяжелый ковер, какой можете себе позволить и закройте им всю площадь пола.
  3. При невозможности заменить окна современными стеклопакетами, купите самые толстые шторы и закройте ими все профили.
  4. Используйте указанные выше мраморные плиты под сабвуфер и акустику.
  5. Располагайте сабвуфер в точке максимально сильного баса в комнате.
  6. Определите месторасположение «акустических зеркал». Используйте несколько звукопоглощающих панелей, наклеенных в эти места для снижения резонансов. Их можно будет потом оклеить обоями.
  7. Располагайте акустику на мраморных плитах.
  8. Накупите множество громадных мягких игрушек и поэкспериментируйте с их расположением в зале.

Дешевые приемы

Иногда и косметический ремонт невозможен — но и в этом случае всегда можно начать борьбу с помощью «подручных средств».

  1. Определите месторасположение «акустических зеркал». Обейте их места картонными упаковками для куриных яиц — и вы получите некоторое подобие «игл» из безэховой камеры. Их потом можно будет замаскировать тюлем.
  2. Используйте тротуарную плитку для подставок под колонки и сабвуфер. Их можно обработать самоклеющейся пленкой для более приличного вида, а по акустическим свойствам в привязке к цене они мало отличаются от гранита.
  3. Несколько старых подушек, зашитые в трубообразный мешок и размещенные в углах комнаты, здорово помогут в борьбе с «гулким» басом.
  4. Обейте дверь с обратной стороны войлоком и обтяните косметической пленкой. Это снизит ее собственный резонанс.

Лучшее средство, чтобы сойти с ума

Не все останавливаются на достигнутом, хобби может перерасти в смысл жизни — и тогда вам на помощь придут эти фантастические советы.

  1. Всегда регулируйте микроклимат помещения. Типичная влажность комнаты в 30% плохо сказывается на скорости звука, оптимальные результаты можно получить, доведя ее до 60%. Установите автономный увлажнитель. Оптимальная температура в зале не должна превышать 20°С. Используйте кондиционер с регулировкой микроклимата и приточной системой — тогда вам не придется проветривать зал. Обычное дело? Читайте дальше.
  2. Оптимальная высота потолка — 4 метра, при возможности ее достижения оформите потолок по описанному принципу, а затем скройте один метр под несколькими слоями натяжного потолка, расположенными в 25 см друг от друга. Воздушная подушка уничтожит все потолочные резонансы.
  3. Все стены комнаты обработайте ловушками Tube Traps, создав фальш-покрытие из них. Это даст возможность применения сабвуферов с 40 см динамиками и более.
  4. Пол сделайте по принципу «сэндвича» из битого стекла, только число слоев доведите до трех.
  5. Сабвуферы можно оформить в виде нагруженных на рупоры динамиков, а рупоры вывести на всю протяженность зала железобетонным коробом. Это даст возможность воспроизводить ноты от 10 Гц и заставит большинство зрителей испытывать приступы паники в особо страшных сценах.
  6. Стойки для акустики сделайте из литых железобетонных параллелепипедов, приваренных к полу. Стойки для техники сделайте по такому же принципу.
  7. Площадь зала доведите до 80 м2.

Опять мало? Тогда тема выходит за рамки данной статьи.

Что в итоге?

Этот путь многие проходят с тонкой переделкой зала в течение десятилетий, а некоторые решают одним ударом, за пару месяцев капитального ремонта. Так или иначе, место для маневра есть всегда — равно, как и возможности улучшения звука именно в вашей конкретной комнате. Надо лишь не бояться экспериментировать и не слишком держаться за внешнюю презентабельность. Увы, стойки заставленные техникой, если разобраться, тоже смотрятся не как итальянский гарнитур.

А расплатой за труды для вас будет то самое, ради чего и покупается новая техника — лучшая динамика, объемность, локализация… Спешите в магазин? Попробуйте сначала поработать над залом.

www.ixbt.com

подготовка комнаты для домашнего кинотеатра / Pult.ru corporate blog / Habr

Общеизвестно, что на звучание аудиоаппаратуры влияет множество факторов и одной из важнейших составляющих качества звука является акустика помещения. Учитывая многочисленные просьбы наших читателей и активное обсуждение вопроса на GT, мы решили посвятить этой теме несколько публикаций.

В этом материале мы рассмотрим акустическую подготовку помещений для домашнего кинотеатра. Следует также отметить, что принципы, описанные в этой статье, во многом будут полезны при создании комнат для прослушивания музыки, домашних музыкальных студий и репетиционных баз.


Сегодня многие приобретают достаточно дорогую аудиоаппаратуру для домашнего кинотеатра, и, нередко случается, что в связи с проблемами помещения, где она установлена, звук оставляет желать лучшего. Акустика помещения играет одну из ключевых ролей при формировании сцены, характера звучания, передачи различных тембральных и частотных особенностей. Во многом именно благодаря акустике помещения удается добиться т.н. эффекта присутствия при просмотре фильмов и использовании систем объёмного звука.

Общие принципы

Путешествие звуковых волн по помещению начинается на выходе из излучателей, после чего они многократно отражаются от стен, пола и потолка. Именно эти препятствия на их пути и создают наибольшее количество проблем. На звук влияет всё, начиная от мебели, напольного покрытия, типа потолка, вплоть до материала, из которого создано здание и межкомнатные перегородки. В некоторых помещениях существенной проблемой становится не только отражение, но и резонанс материалов отделки или мебели.

Стремление к получению качественного звука начинается со снижения количества отражений, устранения резонансных поверхностей, и получения максимально возможного рассеивания звука в помещении. При подготовке помещения необходимо чтобы акустические свойства поверхностей минимально влияли на частотные параметры сигнала, не вносили существенных искажений, не порождали негативно влияющих отражений и отзвуков.

Для этого при подготовке такого помещения настоятельно рекомендуется свести к минимуму количество плоских поверхностей, деревянных и стеклянных предметов интерьера. Совсем идеальный вариант – оставить в комнате только мягкую мебель, а также предметы интерьера с рельефной поверхностью. Кроме того, важно понимать, что чем больше помещение, тем более существенные изменения придется вносить в отделку.

Подавляющее количество акустических проблем вызывается т.н. «стоячими волнами» и отражением звуковых волн. Используя ряд доработок в отделке можно свести к минимуму влияние этих факторов на звук домашнего кинотеатра. Наиболее простыми и доступными способами изменения акустических свойств помещения является применения звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов. Для наглядности на схеме ниже отражено влияние поглощающих и рассеивающих поверхностей на звуковые волны:

Поглощение

Для отделки стен домашних кинотеатров сегодня широко используются звукопоглощающие панели. При этом следует понимать, что различные частоты поглощаются материалами неодинаково. Большинство современных панелей, созданных на основе стекловолокна, с толщиной 2,5 см способны эффективно поглощать звуковые волны с частотой до нижней границы 850 -1000 Гц.

При этом добиться эффективного поглощения более низких частот можно используя увеличение толщины слоя. Закономерно, что при подобном подходе, неизбежно придётся жертвовать объёмом помещения. Учитывая линейность зависимости, при использовании стекловолоконных и аналогичных им панелей, для эффективного поглощения звуковых волн всего слышимого спектра необходимо использовать слой толщиной около 15 см. При более эффективном звукопоглощении материала толщина подобного слоя может быть меньше.

Для оценки звукопоглощения используется специальный коэффициент.

Коэффициент звукопоглощения – отношение величины, не отраженной от поверхности звуковой энергии, к величине падающей энергии. Она рассчитывается по формуле:

А(зв)=Е(погл)/Е(пад)

где А(зв) — коэффициент звукопоглощения; Е(погл) — поглощённая звуковая волна; Е(пад) — падающая звуковая волна; E(отр) — отраженная звуковая волна; Е(рас) — звуковая волна, рассеянная в материале; Е(прош) — звуковая волна, прошедшая через материал.

При этом, следует помнить, что при расчетах коэффициента для материалов оценивается не весь слышимый спектр частот, а лишь диапазон в пределах от 125 до 4000 Гц.
Ниже привожу сравнительную таблицу с коэффициентами некоторых материалов:

Наиболее существенная роль поглощающих панелей – это устранение так называемого «первого отражения». Как известно, звук из АС достигает наших ушей как непосредственно, так и за счет отражений от нескольких поверхностей, и, естественно, отраженная волна делает это через несколько миллисекунд после прямой. Негативное влияние первого отражения неизбежно искажает сцену (расположение кажущихся источников звука), может способствовать формированию нежелательных пространственных звуковых иллюзий при использовании систем объемного звука (4.0, 5.1, 7.1 и др).

Соответственно, в первую очередь необходимо оборудовать звукопоглощающими панелями поверхности, на которых будут находиться проекции точек «первого отражения». Количество таких точек будет зависеть от количества колонок (кабинетов) в использованной акустической системе.

Ниже приведены упрощённые схемы дающая представление о точках первого отражения:

Ориентировочное расположение точек первого отражения легко определить при помощи зеркала. Суть метода: один человек находится на месте просмотра, другой двигается вдоль стен с зеркалом. Как только первый видит в зеркале отражение динамика – точка первого отражения определена. Большинство специалистов считают, что для эффективного звукопоглощения нет необходимости покрывать материалами все поверхности, достаточно закрыть точки отражения панелями с шириной 70-90 X 200-250 см (или более) в зависимости от высоты стен. Также, для того, чтобы снизить негативное влияние низких средних, имеет смысл установить панели на потолке.

После правильной установки панелей остаётся только одна проблема с поглощением – волны с частотой ниже 140 Гц. Обеспечение оптимального звучания низких частот требует особого подхода – использования специальных низкочастотных поглотителей. Существует несколько конструкций таких поглотителей, и я не берусь утверждать какие из них лучше (многие хвалят трубы). Важно понимать, что их количество и коэффициент поглощения будут зависеть от уровня звукового давления сабвуфера или низкочастотных динамиков АС. Также, в качестве альтернативы поглотителям, можно использовать мягкую мебель, что не всегда эффективно, но в ряде случаев может помочь справиться с низкими.

Рассеивание

Поглощение должно быть оптимальным, чрезмерное звукопоглощение сделает звук менее реалистичным, исчезнет иллюзия объёма. Для обеспечения баланса отражения и поглощения используется рассеивание звука. Как мы видели на таблице во второй части статьи, рассеивание позволяет увеличить количество векторов каждого отражения. За счет неровностей поверхности возникают дополнительные звуковые поля, образующиеся в результате дифракции звука. Таким образом звук «заполняет» помещение более равномерно.

Существуют разнообразные рассеивающие панели, которые могут создаваться из различных материалов, например, твёрдых сортов древесины, камня, синтетических материалов. В некоторых случаях рассеивающие панели покрывают тканью или войлоком. Характерной особенностью рассеивающих панелей является неровная фактура поверхности, не редко используется коническая форма элементов. Известно, что в нашем недалёком советском прошлом, при остром дефиците акустических отделочных материалов, в качестве рассеивающих панелей, некоторые музыканты и меломаны использовали яичные лотки.

Расчет комнатных резонансов

Для более точного определения параметров звукопоглощения низких частот будет полезен расчет комнатных мод (комнатных резонансов). В любом помещении возникают так называемые комнатные моды или комнатные резонансы. На их формирование влияют соотношения длины, ширины и высоты комнаты. Эти параметры задают расположение комнатных резонансов в частотном спектре и плотность их распределения.

Таким образом, используя известные размеры помещения, можно заранее рассчитать частоты, на которых возникнут резонансы, а, следовательно, знать о том будут ли усиливаться или же подавляться те или иные частоты.

Для идеального прямоугольного помещения с ровными поверхностями стен пола и потолка, резонансы вычисляются по формуле:

где nx, ny и nz – целые числа, а Lx, Ly и Lz – это соответственно длина, ширина и высота комнаты.

Для вычисляя все резонансы необходимо поочередно подбирать все комбинации из трех целых чисел Nx, Ny, Nz. Специалисты отмечают, что на практике имеет значение вычисление только низкочастотных мод, т.е. максимальным N=4.

Отдельные резонансы описываются различными комбинациями из целых чисел Nx, Ny, Nz. Так, например, комбинация (1, 0, 0) будет описывать моду первого порядка вдоль стороны, принятой за «x», а (0, 2, 0) описывает моду второго порядка вдоль стороны, принятой за «y», и т.п…

Когда 2 из 3-х целых чисел равны нулю, расчет существенно упрощается и позволяет легко вычислить частоты «стоячих волн», которые возникают между парой противоположных стен вдоль одного из размеров помещения. f (1,0,0) = c/2/L

Эти моды называются осевыми или аксиальными и являются самыми интенсивными из всех. Именно их расчет представляет наиболее существенную важность.

Итог

Оптимальное использование рассеивающих и поглощающих материалов позволят избавиться от негативных эффектов в акустике помещения, а соблюдение простых принципов, использование технически не сложных приёмов может существенно улучшить ваши ощущения от просмотра кино и прослушивания музыки. В следующем материале на эту тему специалисты нашей компании поделятся опытом, который они получили при создании наших демонстрационных комнат.

habr.com

как правильно расставить колонки в комнате / Stereo.ru

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.

Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.

О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.

Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами

3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.

Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.

Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.

Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом — главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.

Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

stereo.ru

Фоновая музыка без фанатизма для квартиры и дома


Сложно ли оснастить дом или квартиру системой мультирум? Какую технику подобрать и где найти подрядчика? Что надо предусмотреть на стадии ремонта. Рассмотрим этапы реализации многокомнатной акустической системы на примере московской квартиры.

Кто живет

В семье с двумя детьми-подростками музыка является одним из главных семейных увлечений. Причем у каждого музыкальные предпочтения – свои. Поэтому их квартиру площадью 170 кв.м, расположенную в пределах бульварного кольца близ Арбата, было решено оснастить многокомнатной музыкальной системой. В квартире всего восемь помещений: гостиная, спальня родителей, детская, кабинет, кухня-столовая, прачечная и два санузла.

Изначально хозяева хотели разместить оборудование для фонового звучания во всех помещениях дома. Однако позже, на этапе монтажа, данное решение было пересмотрено: в итоге, от акустики в санузлах и коридоре отказались. Также специалисты со стороны подрядчика рекомендовали заменить планируемый изначально домашний кинотеатр в гостиной на качественную стереосистему, дополненную виниловым проигрывателем. Таким образом, была реализована домашняя музыкальная сеть, благодаря которой обитатели квартиры теперь могут наслаждаться любимыми треками, находясь каждый в своей комнате.

Теперь давайте рассмотрим поэтапно, с какими задачами придется столкнуться тому, кто мечтает иметь фоновую музыку у себя дома. Какую технику нужно приобретать, как устанавливать ее правильно, какие нюансы стоит учесть на этапе ремонта и где найти подрядчика?

Какая техника нужна?

Несколько лет назад для реализации системы мультирум понадобилась бы внушительная стойка с оборудованием и множество недешевых настенных панелей (по 2 000$ каждая). При этом расширить количество зон (комнат) по завершении ремонта уже не получилось бы. Сейчас для достижения нужного результата нужен небольшой сетевой плеер, к которому можно подсоединить акустические колонки любого типа (потолочные, настенные, встраиваемые, напольные). Современная система мультирум может проигрывать треки из вашей личной музыкальной коллекции с сетевого накопителя либо компьютера. Для этого вам понадобится сеть Wi-Fi, Wi-Fi акустика или сетевой плеер с подключенными колонками, смартфон или планшет. Wi-Fi акустика хороша тем, что с ее помощью можно реализовать дома систему мультирум уже после ремонта. Либо дополнить ею уже существующую систему мультирум.


На фото: беспроводной усилитель HEOS AMP.

Особенности монтажа

Если вы стали заниматься установкой системы мультирум на стадии ремонта, стоит выбрать популярные, встраиваемые (по возможности) в потолок акустические колонки, практические незаметные в интерьере. Эти колонки соединяются недорогими акустическими кабелями (что достаточно для фонового звучания) с сетевым усилителем Heos Amp или Heos Drive, который можно незаметно разместить в любом шкафу или серверной/щитовой. Конечно же, проводное соединение самое надежное. Но и современный Wi-Fi, которым оснащено оборудование Heos, на сегодняшний день достаточно уверенно передает mp3 файлы и аудиофайлы высокого разрешения. Важный плюс такой техники – простота монтажа.

Продумать нюансы

Специалисты, занимающиеся установкой акустического оборудования, особенно ответственно выбирают сетевое оборудование (роутеры и коммуникаторы), кабельную продукцию (витая пара). Также важно объединить все устройства, имеющие подключение к сети, таким образом, чтобы они не мешали друг другу, а уровень приема Wi-Fi оставался стабильным во всех помещениях квартиры или дома. Только в этом случае созданная система будет работать, как часы. Еще один нюанс – это гостиная, которая оснащается не потолочной акустикой, а более красивыми, вписывающимися в интерьер напольными, настенными или полочными колонками, которые используются и при просмотре ТВ или кино.


На фото: компактная аудиосистема HEOS 1.

Из чего выбирать

Так называемых беспроводных систем мультирум за последние два года появилось очень много. В недалеком 2014 году на рынке в России богатый ассортимент могла предложить только компания Sonos. В 2015 году уже более двух десятков компаний могли похвастаться своими результатами в области Wi-Fi передачи звука, управления со смартфона, подключением к тысячам радиостанций со всего мира. Это Yamaha, Bose, Sony, Samsung, Harman, Bluesound и другие. Denon задолго до бума беспроводной Wi-Fi системы для дома начал разрабатывать свой мультирум, и в 2014 году выпустил уже зарекомендовавшую себя в России и в мире линейку Heos. В нее входят четыре Wi-Fi колонки разной мощности, одна из которых Heos 1 может оснащаться акумулятором для выезда на дачу или в лес, саундбар с сабвуфером для кино, а также профессиональное оборудование для монтажа специалистами отдельными плеерами и усилителями.

Как выбирать

При подключении по Wi-Fi систему мультирум может создать у себя дома каждый самостоятельно. По сложности это сопоставимо с подключением своего телефона к Wi-Fi в кафе, и применимо к отдельно стоящей Wi-Fi акустике Heos 1, Heos 3, Heos 5, Heos 7, Heos HomeCinema. Также можно купить любые понравившиеся колонки напольные или полочные и подключить самостоятельно к Heos Amp. При проводном подключении лучше обратиться к специалистам, которые при необходимости спроектируют схему подключения, расположения и кабельный журнал, предложат оптимальное решение для фоновой музыки мультирум в доме. Если зон окажется кратно четырем, то можно обойтись профессиональным многозональным усилителем Heos Drive. 

Компания Denon имеет свою сеть авторизованных дилеров, одним из которых и специализированным на мультирум системах является Heos.pro.

Эксплуатация и техподдержка

Ежегодно возможности систем мультирум увеличиваются, они становятся проще в эксплуатации, устройства получают автоматическое обновление программного обеспечения. Пользоваться системой мультирум также легко, как прослушивать музыку через наушники или в автомобиле:







1.  Управление через понятное приложение
2. Каждый может управлять музыкой в своем помещении отдельно
3.  Можно объединять помещения в одну аудиозону
4. Управление с любого смартфона или планшета IOS, Android, Windows
5. Тысячи бесплатных радиостанций и тематических каналов со всего мира
6. Несколько музыкальных серверов со всего мира

Техническая поддержка осуществляется представительством компании Denon в России, а также командой Heos.pro.


На правах рекламы.


www.4living.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о